Почему Тимошенко и Луценко не сошлись по выборам-2015

Главные политические узники эпохи Януковича демонстрируют в своей риторике разное видение политического курса оппозиции

В последнее время из уст бывшего заключенного Менской колонии Юрия Луценко все чаще звучат заявления, что оппозиция должна победить на президентских выборах 2015 года "путем объединения вокруг согласованного кандидата со стартовым процентом в 30%". Мотивация у Юрия Витальевича проста: уже сама идея единого кандидата будет сильным меседжем для победы. По его мнению, это будет мощный сигнал для общества. "Ведь народ восстанет, когда увидит приближение победы, он будет готов участвовать в параде побед", - считает Луценко. Он также отмечает, что, определившись с единым кандидатом на старте, оппозиция сможет сформировать единую дееспособную команду, которая обеспечит окончательную победу.

В то же время из харьковской больницы железнодорожников постоянно звучит, что в первом туре президентских выборов 2015 года единый кандидат от оппозиции только навредит общей победе. По мнению Юлии Тимошенко, единым кандидатом от оппозиции должен стать тот, кто получит больше всего голосов в первом туре голосования. "Это честно, прозрачно, демократично. Это единственный возможный всенародный праймериз. Я противник выдвижения единого кандидата в президенты Украины от оппозиции в первом туре выборов", - констатирует Юлия Тимошенко. Лидер оппозиции также считает, что единый кандидат уже в первом туре позволит политтехнологам Януковича очередной раз разделить страну на Восток и Запад и выиграть выборы.

Итак, почему два символа борьбы с Януковичем столь кардинально по-разному видят тактику оппозиции на выборах-2015? Прежде всего, следует отметить, что Луценко и Тимошенко, если когда-либо были единой командой, то исключительно ситуативно.  И сейчас, оказавшись по разные стороны тюремной решетки, они одной командой не являются. Косвенно это подтверждается тем, что Луценко, после выхода на свободу, так и не встречался с Тимошенко. И не известно, пытались ли они согласовать свои позиции письменно. Выглядит так, что нет. Тимошенко во всех своих меседжах призывает делать ставку на политическую оппозицию, пусть и "небезупречную", но уж какая есть. И следует помнить, что для Тимошенко ядром этой оппозиции является ее "Батькивщина" во главе с Арсением Яценюком. Со своей стороны, Луценко старательно дистанцируется от политической оппозиции и настаивает, что, прежде всего, необходимо работать с "улицей", "низовым козацтвом", потому что "реестровое козацтво", политическая оппозиция не справляется.

Впрочем, дело не в том, что кто-то с чем-то не справляется, а в том, что Луценко, выйдя из тюрьмы, похоже, не нашел общего языка с "Батькивщиной". Зато он близко сошелся с амбициозным внефракционным нардепом Петром Порошенко и не стесняется продвигать Петра Алексеевича в топ-пятерку оппозиционных политиков. Мол, вопрос тактики на выборах-2015 должен быть решен Арсением Яценюком, Виталием Кличко, Олегом Тягнибоком, Юлией Тимошенко…и Петром Порошенко. Почему недавний министр правительства Азарова и миллионер Порошенко оказался ровней узнице Тимошенко понять с точки зрения политической логики сложно. Однако логика в этом есть, если учесть, что Порошенко, пометавшись между "Батькивщиной" и УДАР, сейчас активно дрейфует в сторону Виталия Кличко.

Таким образом, все выглядит так, что в будущей президентской кампании кандидатом Тимошенко будет Яценюк, а Порошенко с Луценко делают ставку на Кличко. И, судя по всему, отсюда проистекает разное видение тактики, хотя сразу следует оговориться, что Кличко-победитель также устроит Тимошенко, как и Яценюк - Луценко с Порошенко.  

Но свой все-таки есть свой. И в требовании Луценко немедленно договориться о едином кандидате просматривается желание продвинуть Кличко, которого сейчас большинство социологов дружно прочат в самые-самые сильные оппозиционные претенденты.  В принципе, Луценко, говоря о едином кандидате, умалчивает о том, а каким же образом он должен быть определен. С учетом того, что Юрий Витальевич уже сумел определить "президентский рейтинг" Порошенко, "сравнимый с рейтингом Тягныбока в 3-4%" (странные цифры с учетом того, что "Свобода" на выборых-2012 набрала 10%), то, похоже, бывший политзаключенный будет апеллировать к социологам. Однако выборы-2012 показали, что социологи жестоко "ошиблись" относительно второго места несговорчивого УДАРа, что стоило оппозиции пары десятков мандатов.

В свою очередь, Тимошенко прекрасно знает цену "исследованиям" социологов, которые ни одного разу за 10 лет не угадали реального результата "Батькивщины", постоянно "статистически греша" в сторону занижения рейтинга ее партии. И Тимошенко знает, что единственный надежный способ определить лучшего - голосование в первом туре, что, собственно, и предлагает. Выглядит так, что Тимошенко предлагает, если не самый эффективный (хотя об этом можно спорить), то, по крайней мере, более честный выход из ситуации.

Кстати, этот выход поддерживает и Тягнибок, которому важно выступить в первом туре, чтобы провести оценку своего политического капитала.

С другой стороны, Кличко и его соратники своими попытками уже сейчас выбиться в единые кандидаты (шансы того, что Кличко кому-то уступит, выглядят нулевыми) ведут не совсем чистую игру. Исходя из посылов Луценко, недоговорными и бескомпромиссными выглядят именно Тимошенко и Яценюк. В итоге все равно все пойдут по отдельности, и, если оппозиция в результате проиграет, то у Кличко и Луценко будет повод все повесить на Тимошенко и Яценюка, мол, мы говорили, что надо было договариваться.

Следует отметить, что при любых раскладах в выигрыше останется Порошенко, который видит себя одним из главных архитекторов кампании Кличко, и что еще важнее – главным переговорщиком от Виталия Владимировича. Станет сейчас Кличко единым кандидатом – Петр Алексеевич на коне, пойдет сам – опять Порошенко играет ведущую партию, даже стань лидер УДАРа не первым из оппозиционных – опять переговоры об объединении перед вторым туром вести "шоколадному королю". Не устроит Порошенко только вариант выдвижения Яценюка единым кандидатом уже сейчас, что отодвигает Петра Алексеевича во второй эшелон.  Но на самом деле как раз такие задние мысли не содействуют тому, чтобы вся оппозиция с максимальной эффективностью использовала окно возможностей, которое откроется в 2015 году.