Главная Новости Политика О трансформации Украины
commentss НОВОСТИ Все новости

О трансформации Украины

Когда Богдан Гаврилишин делится своими мыслями, он пристально смотрит на собеседника, и кажется, будто ему удалось заглянуть тебе в душу. Мы встретились в его киевской штаб-квартире на Институтской. Гаврилишин говорит, что положительно относится к идее переименования этой улицы в честь героев «Небесной сотни».

8 сентября 2014, 00:10
Поделитесь публикацией:
О трансформации Украины

В этом году ему исполнится восемьдесят восемь. За свою долгую жизнь эмигрант-лесоруб из Канады успел стать экономистом мирового уровня, членом Римского клуба и одним из основателей Давосского экономического форума. Сделав себе имя за пределами родной страны, Гаврилишин всегда позиционировал себя как украинец. Поэтому он и проводит в Киеве в среднем две недели в месяц — чувствует, что может быть полезным своей стране. Тем более в столь трудное для нее время.

Миллиарды долларов над головой

На ближайшие два года Украине предсказывают экономический спад. Как можно его смягчить?

На самом деле многого для этого не потребуется. У нас двадцать два различных налога — это безумие. Столько налогов не нужно. Их могло бы быть пять: на заработную плату, на собственность, на добавленную стоимость. Могли бы быть налоги на финансовую трансакцию, например. Кроме того, если бы мы могли как можно быстрее провести децентрализацию... Я считаю, что Украине больше подошло бы конфедеративное устройство, а не унитарное. Чтобы каждая община, каждый город, каждая область имели право облагать налогами своих резидентов. Правительство должно взимать налоги на оборону, внешнюю политику и свое существование, а все другие сферы, такие как социальное обеспечение, пенсии, должны обеспечиваться налогами, собираемыми на низшем уровне. Нужно, чтобы судебная система работала справедливо, чтобы было защищено право на собственность. Сократить количество бюрократических процедур для создания бизнеса, особенно это касается средних и малых предприятий. Все это необходимо для того, чтобы создать привлекательный климат для внутреннего инвестирования. У людей в Украине есть деньги. Вот если бы еще быстро уменьшить коррупцию... Это бы способствовало привлечению иностранных инвестиций. Над нами висит много миллиардов долларов.

На параде в День независимости Петр Порошенко сказал, что в зримой перспективе над Украиной постоянно будет нависать военная угроза. Можно ли в таких условиях рассчитывать на иностранные инвестиции?

Не думаю, что военная угроза нависнет над всей страной. Не думаю, что самолеты будут бомбить Киев. Может, в Донецке и Луганске все быстро и не успокоится. Но, например, что мешает полякам инвестировать еще больше в западные области? Во время "оранжевой революции" к нам было приковано внимание всего мира, и над нами висели десятки миллиардов долларов. Я думаю, инвестиции придут и помогут заработать нашей экономике.

Даже сейчас нам необходима тотальная трансформация страны. У нас огромный экономической потенциал и фантастически высокое качество человеческого капитала. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. И здесь я бы особо подчеркнул качество младшей генерации. Среди старшего поколения тоже есть очень много хороших ученых и других кадров, но опыт Советского Союза кое-что в них исказил. Они не умеют мыслить современными категориями.

Вспоминаю, как в 1993 году мы собирались основать предприятие на базе Института кибернетики и производить программное обеспечение на экспорт. Сюда приехали представители Apple Сomputer, изучили рынок и поняли, что мог делать Институт кибернетики. Они предложили провести короткие семинары, чтобы научить людей. Они были уверены, что через три года мы экспортировали бы программного обеспечения на $5 млрд. Но этого сделано не было. Для Института кибернетики была неприемлема сама идея сделать что-нибудь коммерческое, начать зарабатывать деньги. Они все время работали по схеме: правительство говорит им сделать то-то и то-то, и они это делают. А вот в Индии в городе Бенгалуру не побоялись попробовать, и через несколько лет Индия уже экспортировала программного обеспечения на $15 млрд.

Если мы думаем о своей экономике, нужно думать и о ее структуре. Мы не обязательно должны восстанавливать или перестраивать часть разрушенных предприятий в Донецке. Мы должны сделать нечто другое. У меня была очень интересная встреча с парнем и девушкой из Донецка. Они создали координационный центр для всех молодежных общественных организаций и работают над тем, что нужно будет сделать в Донецке. Это фантастика! Нам нужно будет через эту централизацию дать людям возможность работать. Это очень важно.

Романтические годы парламенты

Однажды Леонид Кравчук, в то время председатель Верховного Совета УССР, спросил Богдана Гаврилишина, не согласился ли бы прославленный экономист стать его советником. Гаврилишин посчитал это плохой идеей. Кравчук уточнил: может быть, потому, что Богдан Дмитриевич не хочет быть советником коммуниста? Опасается, что скажут люди? Гаврилишин ответил: это Кравчук может оказаться в шатком положении, если его советником станет человек, известный как националист и патриот Украины. Было это в январе 1991 года. С тех пор Гаврилишин давал советы президенту Украины, председателям Верховной Рады и премьер-министрам.

Что вам запомнилось в процессе общения с Виктором Януковичем?

Янукович — губернатор Донетчины и премьер-министр и Янукович-президент — это два разных человека. Будучи губернатором, он не допустил в свой регион ни одной российской инвестиции — хотел быть хозяином на своей земле. Когда он был премьер-министром, он открыто признавал, что ничего не знает, — и это я считаю положительным моментом. Однако, став президентом, Янукович превратился в совершенно другого человека, в прямую противоположность себе прежнему. У него было две цели: абсолютная власть и абсолютное богатство.

Вы были советником многих известных украинских политиков. А кто-нибудь из представителей нынешней власти предлагал вам стать его советником?

Не предлагали, но если и предложат, я не соглашусь, хоть знаю Порошенко добрых пятнадцать лет. Я готов давать советы, но не быть советником президента или премьера.

В стране стартовала предвыборная кампания. Первый созыв Верховной Рады называли романтическим. Могут ли в парламент вернуться романтические времена?

Вспоминаю первый созыв... Более 25% его состава — это были бывшие политзаключенные, писатели, поэты, мечтатели. Они были статистическим меньшинством, но у них были две замечательные черты: они были идеалистами и у них была ясная цель — действительно независимая Украина, демократическая и справедливая. А коммунисты чувствовали себя идеологическими банкротами, поэтому голосовали за то, что предлагали остальные.

Трагедия в том, что на президентских выборах 1991 года вместо одного кандидата Черновола мы имели семь кандидатов. Даже такой замечательный человек, как Игорь Юхновский (ученый и политический деятель. — ред.) пришел ко мне и сказал: "Я буду баллотироваться на пост президента". — "Почему? На какой результат ты рассчитываешь? Кто тебя знает? Получишь полпроцента голосов — и это в лучшем случае". — "Думаю, это мой долг". А представьте себе, если бы тогда был один кандидат, а не семь! Украина была бы другой. К тому же сам Черновол допустил огромную ошибку. Кравчук предложил ему: давайте работать вместе, каких вы хотите вице-премьеров, каких министров? А тот — нет, мы останемся в оппозиции. Это был прекрасный человек, но, к сожалению, не очень мудрый политик. Если бы он вошел в коалиционное правительство, он мог бы зайти туда с идеалистами. Которые, между прочим, были очень просвещенными людьми, так как многие из них будучи в лагерях изучали языки, экономику и прочее.

Я думаю, что в Верховную Раду могут вернуться романтические времена. Многие люди трансформировались, это часть нашего нового народа, с ценностями, солидарностью, с искренним патриотизмом.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Рустем Халилов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!