commentss НОВОСТИ Все новости

Модель на выбор

Почему Украине стоит изменить систему выборов в местные советы

6 ноября 2014, 00:22
Поделитесь публикацией:
Модель на выбор

Кабмин планирует провести децентрализацию власти до октября 2015 г., и через год в Украине должны пройти внеочередные выборы в местные советы. "Комментарии" разбирались, является ли привычная для Украины пропорционально-мажоритарная избирательная модель самой удачной для выборов в местное самоуправление. Или же после реформы нам стоит выбирать региональную власть иным способом.

Тайна голосования

Европейская хартия местного самоуправления не навязывает определенную избирательную модель, и требования Совета Европы нынешним нормам украинского законодательства не противоречат. Украина ратифицировала Хартию еще в 1997 г. Соответственно, сейчас у нас гарантированы свободные выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Эта формулировка дает широкий простор для избирательного маневра. При децентрализации Кабмин и Президент собираются создавать выборные органы на трех уровнях: громады, района и области. От новоизбранного парламента они ждут рассмотрения пакета законопроектов, которые будут гарантировать органам местного самоуправления широкие права и полномочия. Вице-премьер, министр регионального развития Владимир Гройсман полагает, что новоизбранные парламентарии проголосуют за них в начале своей работы. Затем до конца года правительство планирует завершить подготовку законодательной базы для децентрализации. Январь-сентябрь 2015 г. станут переходным периодом для внедрения новшеств, а в октябре следующего года пройдут выборы в органы местного самоуправления. Но в правительственной концепции пока что не указано, какой будет избирательная модель.

"Я уверен, что после перезагрузки парламента одним из первых вопросов, которым будет заниматься новая Верховная Рада, будет реформа Конституции, — заявил Президент Петр Порошенко. — И как только будет принята новая Конституция с децентрализацией, поскольку местные советы получат новые полномочия, это будет причиной досрочных выборов местной власти с новыми полномочиями". Гарант также уточнил, что поддерживает мажоритарно-пропорциональную систему выборов в местные органы власти. То есть ту, которая действует и сейчас. Но власти все же следует присмотреться и к другим моделям. Тем более что к нашим реалиям некоторые из них подходят лучше.

Мажоритарная избирательная система

Эту модель чаще всего применяют во время выборов в местное самоуправление. Наиболее яркие примеры – США и Великобритания.

Во время мажоритарных выборов баллотироваться могу как представители партий, так и независимые кандидаты. Эта система дает электорату возможность определять наиболее достойного представителя общины. Но его можно выбрать по-разному.

Мажоритарка в одномандатных округах позволяет выбрать одного представителя общины, избранного большинством. То есть одну яркую личность близкую к избирателям. Но если применить систему относительного большинства, то "сгорают" запросы многих избирателей. Например, избранный 30% голосов представитель может не отвечать требованиями 70% жителей территориальной общины, которые отдали свои голоса за других кандидатов.

Более справедливо выглядит система абсолютного большинства, когда голосование по одномандатному мажоритарному округу проводят в два тура. То есть если в первом туре кто-то не набрал 50% и плюс один голос, два самых "популярных" у электората кандидата соперничают во втором туре. Именно такую схему эксперты предлагали применить на выборах мэра Киева в мае этого года. Она действительно выглядит справедливее, чем мажоритарка относительного большинства. Но на деле это чисто математическая справедливость, и опыт президентских выборов в Украине показывает, что во втором туре немало избирателей просто голосуют за наименьшее из зол.

Также в борьбе, как за относительное, так и за абсолютное большинство, кроется еще один недостаток одномандатной мажоритарки. Все кандидаты в такой предвыборной гонке являются соперниками. В результате предвыборная кампания далеко не всегда ведется чисто — без привлечения админресурса, подкупа избирателей, распространения компромата. Выборы в ВР по одномандатным округам только подтверждают это мнение – споры и даже судебные разбирательства между кандидатами у нас стали привычной практикой.

Более достойно может пройти избирательная кампания в органы местного самоуправления по многомандатным округам. В этом случае кандидаты состязаются, но не являются врагами, ведь на кону не одно, а два или больше (в зависимости от количества мандатов от округа) кресел. Кроме того, в многомандатных округах победители более широко представляют интересы голосующих. Но у этой системы есть и очевидный недостаток – в бюллетене слишком много фамилий, в которых неподготовленный избиратель может запутаться.

Пропорциональная система

При этой системе избиратель голосует за списки кандидатов от определенных партий и объединений. Своим симпатикам он отдает один голос. Плюс такой модели состоит в том, что она способствуют развитию многопартийности и плюрализму.

Но при проведении муниципальных выборов в ней все же больше недостатков. Первый – очевидная зависимость кандидата от партийного руководства, в то время как интересы избирателей могут отойти на второй план. Второй минус связан с украинскими особенностями формирований партий. Даже последние парламентские выборы показали, что для них не важна политическая платформа. Ключевую роль играют персоналии, представляющие политсилу.

Опыт применения пропорциональной избирательной системы привел к тому, что в Украине партийная идеология, которая, например, есть у демократов и республиканцев в США, лейбористов и консерваторов в Великобритании, отмерла за ненадобностью. Применение этой модели на региональных выборах приведет к тому, что избиратели отдадут свой голос абстрактной политсиле. В этом случае мы получим еще большее количество партий, чем есть сейчас, но связь между депутатом и электоратом потеряется.

Пропорционально-мажоритарная система

Смешанная система выборов в местное самоуправление призвана объединить в себе все лучшее, что предлагают мажоритарка и голосование по партийным спискам. Но в Украине мы получили не смешанную модель. Скорее у нас есть две самостоятельные системы в одном флаконе, которые выталкивают на поверхность их основные недостатки.

Одномандатная мажоритарка относительного большинства приучила электорат к грязным предвыборным технологиям. Пропорциональная система породила десятки партий, и на каждых выборах появляются все новые, которые еще больше запутывают избирателей.

Конечно, можно остаться на привычных позициях, ведь идеальной избирательной системы не существует. Также можно долго сравнивать модели разных стран. Но у Украины уже есть свой избирательный опыт. Реформируя систему местного самоуправления, именно от него стоит отталкивать и расширять не только полномочия региональной власти, но и права избирателей.

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Анна Гончаренко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!