Главная Новости Политика И снова раскулачивание
commentss НОВОСТИ Все новости

И снова раскулачивание

Большинство ранее прибыльных агрокомпаний в этом году пострадают из-за повышенного внимания чиновников

9 февраля 2015, 07:00
Поделитесь публикацией:
И снова раскулачивание

В последнюю пятилетку вектор развития отечественного АПК неоднократно менялся. К примеру, правительство Азарова тяготело к крупнотоварному производству, поэтому на государственном уровне финансировало создание таких монстров, как ГПЗКУ, Госзембанк и прочие. А также — не мешало экспансии коммерческих агрохолдингов. В результате Государственная продовольственно­зерновая корпорация Украины второй год подряд расхлебывает скандальную историю с китайским кредитом, Государственный земельный банк ликвидирован, а частные агрохолдинги теперь не могут рассчитаться с кредиторами.

За развитие фермерства и мелкотоварных агропроизводителей публично ратовал предыдущий состав Минагропрода. Правда, как отмечает президент УКАБ Алекс Лисситса, в прошлом году вместо реальных шагов и помощи по либерализации работы мелкого и среднего бизнеса аграрная политика, касающаяся размеров хозяйств, сводилась в основном к популистским заявлениям и обещаниям. Прямой бюджетной помощи "малыши" в 2014 году так и не получили.

ЧУЖИЕ ДОХОДЫ

Интересно, что выдвинутая экс­министром аграрной политики и продовольствия Игорем Швайкой идея "раскулачивания" крупных латифундистов сегодня получила неожиданное продолжение у нового руководства отраслевого ведомства.

Теперь акцент с крупнейших сельхозпроизводителей сместится в сторону средних компаний, которые собираются превратить в доноров госбюджета. По подсчетам члена комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергея Лабазюка, наиболее эффективными сегодня в Украине являются хозяйства с земельным банком 15–20 тыс. га, тогда как агрохолдинги, распоряжающиеся от 100 тыс. га, считаются рисковыми. "Крупные и средние предприятия могут обеспечивать вал продукции для того, чтобы держать лидирующие позиции на рынке", — считает он.

"Минагропрод сделает ставку на средний бизнес, который станет толчком для развития сельских территорий", — заявил на днях замминистра агропрода Владимир Лапа. Правда, по его словам, здесь есть определенные изменения, которые нельзя назвать благоприятными и которые могут отпугнуть середнячков от легализации своих владений. В частности, в Налоговом кодексе теперь напрямую предусмотрена необходимость регистрации договоров аренды для того, чтобы рассчитывать долю собственного сельскохозяйственного производства (эта доля является критерием для зачисления предприятия к сельхозпроизводителям).

"Мы принципиально не против этого, но регистрационная служба сейчас не может обеспечить оперативную регистрацию договоров. В итоге компания, являющаяся сельхозпроизводителем, не может доказать этого, поскольку процесс регистрации ее договора затягивается", —
жалуется заместитель министра.

До недавних пор аграрным середнякам, которые на сегодня обрабатывают от 3–10 тыс. га до 25–30 тыс. га земли, каким­то чудом удавалось избегать чиновничьей любви. Возможно, именно это позволяло в прошлом таким хозяйствам достаточно успешно развиваться и зарабатывать, несмотря на перманентные кризисы и мировую конъюнктуру цен.

Советник правления по сельскохозяйственным вопросам Креди Агриколь Банка Жан­Жак Эрве приводит простой пример. Есть небольшие украинские компании с EBIDA $300/га и даже $500/га, но также есть холдинги, которые зарабатывают $50/га и даже постоянно уходят в минус. Повышенная финансовая бдительность банков и ряд других факторов отрезвляют всех и вытесняют с рынка бездельников, оставляя только реальных трудоголиков.

"Почти 10–15 млн. га находится в обработке домашних хозяйств. И лично я — за украинский средний класс в АПК. Тем более что основа для их развития уже есть: из более чем 40 тыс. отечественных сельхозпредприятий чуть больше сотни относится к крупным агрохолдингам и почти половина — к категории средних хозяйств", — уточняет он.

НОВАЯ БАЗА БЮДЖЕТА

Сегодня среди стратегических задач отраслевого министерства — обеспечение законодательных возможностей для многолетней поддержки украинских домохозяйств и выведения их на уровень средних сельхозпредприятий. На практике — такое пристальное внимание угрожает современным "кулакам" дополнительными финансовыми расходами.

Как отмечает партнер, руководитель практики агробизнеса юридической компании Arzinger Анна Зоря, вступление в силу изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины существенно изменяют правила налогообложения для субъектов агропромышленного комплекса.

К примеру, средний размер фиксированного сельхозналога (ФСН) в Украине в 2015 году вырастет в девятнадцать раз. Если в 2014 году средний размер ФСН составлял менее 6 грн./га, то в текущем году данный платеж превысит 115 гривен за гектар.

Кроме того, бывшие плательщики ФСН с первого января текущего года стали плательщиками единого налога (ЕН) четвертой группы. При этом требование о доле сельхозпроизводства за предыдущий налоговый год не менее 75% для них, как и прежде, для плательщиков ФСН, остается. А вот нормативная оценка одного гектара сельхозземель, которая является базой для налогообложения (с учетом коэффициента индексации по состоянию на первое января), по сравнению со ставками ФСН увеличивается втрое", говорят юристы.

Эксперт по финансированию Алексей Харсун утверждает, что украинских аграриев ожидает тяжелый год. В частности, средних сельхозпроизводителей будут испытывать на устойчивость и максимальную рыночную гибкость. Во первых, на рынке негативно сказываются неудовлетворенные ожидания от роста экспорта в Евросоюз. "Действительно, крупные производители курятины получили квоты, продают в Европу свою продукцию, но очень важно, чтобы за ними последовали в большом количестве средние компании­продуценты. К сожалению, этот процесс серьезно тормозит коррупционная составляющая", — объясняет специалист.

Во вторых, "свидетельством о смерти" для средних и мелких животноводческих хозяйств может стать нынешний проект налоговых реформ, которым предлагается отойти от фиксированного налога и перевести все сельхозпредприятия на общую систему налогообложения в случае достижения показателя 20 млн. грн. производства продукции в год.

"Абсолютное большинство производителей подпадет под этот критерий, соответственно они будут вынуждены искать возможности для выживания, а не развития. Многие обанкротятся или отдадут часть бизнеса, кто­то уйдет в тень", — считает эксперт.

В третьих, исчезновение ряда банков приведет к трансформации кредитного рынка. "Финучреждения уже понимают, что каждый кредит по различным причинам может стать дефолтным, поэтому, чтобы минимизировать свои потери, кредиторы постараются перейти на новые уровни сотрудничества с агросектором при участии третьей стороны", — прогнозирует Алексей Харсун.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Светлана Попель,
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!