Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
За последние несколько десятилетий во многих странах мира проведены крупномасштабные реформы, направленные на повышение эффективности государственного управления. Эти реформы предложили множество организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Интересным для украинской ситуации является в этом отношении опыт стран Скандинавии.
По словам специалистов, общей характеристикой скандинавских стран является комбинация сильной центральной власти, слабых регионов и хорошо развитой местной автономии. Для скандинавской модели местного самоуправления значимы аспекты функциональности и участия. Политическое пространство детерминировано не только государством, но и низовыми уровнями принятия решений, такими как провинции и муниципалитеты.
Используемые в практике территориального управления модели различаются по тому признаку, насколько территориальный уровень управления свободен принимать политические решения независимо от центральной власти и обладает для этого необходимыми ресурсами. Идеальной автономной моделью местного самоуправления является система с горизонтальным управлением, при которой каждый территориальный уровень власти обладает собственной, исключительной компетенцией, не пересекающейся по кругу полномочий и обязанностей с вышестоящими уровнями управления.
При такой системе управления контроль над деятельностью местной власти осуществляют не верхние уровни управления, а население — либо непосредственно путем референдумов, выборов и других форм прямой демократии, либо через избираемые прямым голосованием представительные органы и должностных лиц. В этом случае центральные органы исполнительной власти — министерства, административные ведомства — в основном выполняют функции методического, прогнозного и аналитического свойства, а их решения носят для нижестоящих структур рекомендательный характер.
Так, например, в Швеции местные советы занимаются медицинским обслуживанием граждан на своей территории, жилищным обеспечением, содержанием улиц и дорог, транспортом, водоснабжением и канализацией, производством и поставками энергоносителей, развитием культуры и организацией досуга. Также местные советы отвечают за устройство все большего числа беженцев за счет специальной государственной дотации. "На все это идут деньги из наших налогов, в частности налога на прибыль. И все платят их, потому что понимают, что средства будут использованы нам на пользу. Их используют муниципалитеты для развития регионов", – рассказывает "Немецкой волне" вице-президент Шведской ассоциации местных администраций и регионов (SALAR) Карола Гуннарссон. Она считает, что подобную модель самоуправления может перенять и Украина. Для этого лишь нужно серьезно подойти к реформе по децентрализации украинской власти.
Тем более приятно, что именно Швеция – одна из скандинавских стран – вызвалась помочь Украине в вопросе децентрализации. На соответствующие проекты она выделила 3,5 млн. евро. "Одной из важнейших реформ является реформа по децентрализации, потому что именно она может стать толчком к проведению других реформ", – заявлял посол Швеции в Украине Андреас фон Бекерат.
Эти деньги пойдут на консультирование с привлечением зарубежных специалистов местных властей в Украине по созданию инициативных местных общин, на реформирование системы здравоохранения в регионах, на проведение широкой информационно-просветительской кампании, чтобы общины могли отстаивать свою частичную финансовую независимость от Киева.
"Нужны новые законы, чтобы была возможность на местном уровне принимать на себя ответственность за развитие территории", – считает Карола Гуннарссон. Она при этом не исключает, что через устоявшуюся традицию во всем полагаться только на власть и отсутствие доверия к политикам же законам систему местного самоуправления в Украине не изменить. "Но у меня есть серьезная вера в людей, в украинцев. Я думаю, они хотят и могут брать на себя ответственность", – убеждена Гуннарссон.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости