УКРАИНА

Децентрализация: 14 месяцев обещаний

0

Ростки децентрализации рискуют так и не взойти

Дальше разговоров о необходимости перераспределения полномочий в пользу местных общин и регионов дело не продвинулось  

2 марта 2014 года Владимир Гройсман, вице-премьер-министр, курирующий вопросы региональной политики, заявил, что Кабинет министров намерен принять ряд важных решений, направленных на децентрализацию власти и передачу больших полномочий на места.

«Уже на следующей неделе я буду предлагать правительству демонтаж таких решений, которые предусматривали централизацию власти и фактическое уничтожение местного самоуправления», - заявил Гройсман. Он отметил, что первоочередными шагами в этом контексте должны быть максимальная передача полномочий на места, в том числе финансовых ресурсов, внесение изменений в Налоговый кодекс, максимальная отмена ненужных административных услуг и тому подобное.

Тогда Гройсман говорил о целесообразности отхода от практики формирования общегосударственных программ: «Эти возможности нужно отдать в регионы, на уровень территориальных общин. При этом важно создать инструмент, который позволит общинам самостоятельно зарабатывать средства», - убеждал вице-премьер.

С тех пор прошел год и 2 месяца. Гройсман пересел в кресло председателя Верховной Рады, был избран новый президент, инициировавший проведение конституционной реформы (при этом комиссию, занимающуюся этим вопросом, возглавляет все тот же Гройсман), а воз и ныне там.

Кстати, о президенте. На выборы будущий победитель Петр Порошенко шел с программой, одним из ключевых пунктов которой значилось: «Должно произойти децентрализация власти. Общины на местах получат больше прав и денег на реализацию полномочий. Исполнительная власть в областях будет принадлежать не назначенных сверху «губернаторам», а исполкомам, сформированным облсоветами, избранными людьми».

Нельзя сказать, чтобы данное обещание совсем не пытались выполнить – в середине лета 2014-го был подготовлен проект изменений в Конституцию, действительно предусматривающий расширение прав областных советов, создание ими исполнительных комитетов вместо облгосадминистраций, а непосредственно государственную власть в регионах должны были бы олицетворять представители президента в областях. Но шансов провести этот проект через парламент предыдущего созыва практически не было. Более того, высказывались обоснованные опасения, что на практике президент бы только усилил собственную власть, создав ее параллельную вертикаль на местах.

Парламентские выборы осени-2014 привели к власти партии, каждая из которых в своей предвыборной программе также подчеркивала приверженность ценностям децентрализации. Необходимость ее осуществления закреплена и в тексте коалиционного соглашения – ей посвящен отдельный раздел (III). Проанализировав его, несложно заметить, что сроки, намеченные коалицией по проведению ряда необходимых реформ, уже сорваны.

Так, «реформа публичной службы» должна была пройти еще в IV квартале 2014 г. (не выполнено). Точно так же сорваны сроки реформ, которые должны были завершиться в I квартале 2015-го (изменения в законы «О Кабинете министров» и «О центральных органах исполнительной власти», касающиеся децентрализации).

Единственным достижением, которое приписывает себе нынешний созыв парламента, является внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, якобы призванных усилить финансовую базу местного самоуправления. Но на самом же деле, как уже подсчитали эксперты, после данной реформы доходы местных бюджетов стали только меньше.

«Кабмин подставил местные бюджеты, отпустив их в самостоятельное плаванье, но отобрав весло», - констатирует экономический обозреватель издания ZN.UA Юлия Самаева.

«Фундаментально никакой децентрализации так и не произошло, так как с точки зрения полномочий местных советов ничего не изменилось — за ними все еще закреплены делегированные функции, в полной мере они распоряжаться полученными средствами не смогут. А новая система распределения налоговых поступлений сократит количество денег, оставляемых регионам, — считает Павел Ризаненко, член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. — По моим подсчетам, только по НДФЛ местные бюджеты недополучат 10 млрд».

«При этом бюджетная децентрализация предполагает, что базовая дотация, имеющая компенсаторный характер и выравнивающая налогоспособность местных бюджетов по НДФЛ и налогу на прибыль, не будет стопроцентно покрывать недостачу из госбюджета, оставляя небольшой дефицит для стимулирования развития регионов. И хотя к ней добавятся субвенции на образование, подготовку рабочих кадров и медицину, именно от грамотного прогнозирования налогоспособности будет зависеть благосостояние на местах. В итоге «ростки децентрализации», заложенные в бюджет, о которых говорила Наталия Яресько, рискуют так и не взойти», - приходит к выводу издание.

В настоящий момент дальнейшее проведение децентрализационной реформы предусмотрено Минскими соглашениями, завизированными президентом Украины, но пока что все потуги в этом направлении вылились в работу над очередным проектом конституционных изменений. Судя по темпам работы соответствующей комиссии, вопрос рискует вновь зависнуть на неопределенное время.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: конституционная реформа, децентрализация, Владимир Гройсман, Петр Порошенко

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus