Главная Новости Политика Морские баталии: Кто возглавит один из крупнейших портов Украины
commentss НОВОСТИ Все новости

Морские баталии: Кто возглавит один из крупнейших портов Украины

На должность руководителя Ильичевского морского торгового порта претендуют 18 человек. Каковы шансы каждого из желающих взять ответственность за такое крупное предприятие

3 июня 2015, 13:50
Поделитесь публикацией:
Морские баталии: Кто возглавит один из крупнейших портов Украины

После неудачных конкурсов на замещение глав "Укрзалізниці" и двух государственных аэропортов Министерство инфраструктуры несколько пересмотрело свое понятие о публичности и прозрачности. Если ранее ведомство регулярно рапортовало о количестве кандидатов и дате очередного этапа отбора, но при этом не называло имен, то сегодня у общественности появилась возможность оценить претендентов по заслугам и понять, что же изменилось с приходом в МИУ новой команды.

Итак, чем же завершился первый конкурсный тур? Желание возглавить Ильичевский морской торговый порт (ИМТП) изъявили 18 человек, из которых сквозь жернова комиссии прошли 14. В списке фигурирует немало известных в отраслевых кругах имен. Пожалуй, стоит сказать несколько слов о лидерах этой гонки. И начать стоит с главного претендента, ныне действующего директора ИМТП Юрия Крука.

Юрий Крук

Связи: Юрий Крук-старший
Цели: Сохранение в должности директора, влияние в отрасли
Преимущества: профильное образование (Одесская морская академия), опыт успешной работы на руководящих должностях в отрасли, опыт управления государственными структурами. Поддержка нардепами, профильными ассоциациями и коллективом порта
Недостатки: излишняя принципиальность в работе с частными компаниями что приводило к неоднократным конфликтам.
Действующий директор Ильичевского порта на протяжении трех лет начальник МТП "Южный", сын бывшего народного депутата и главы парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Юрия Крука-старшего.

Его назначение в "Южный" в 2007 году воспринималось с некоторой долей скепсиса, так как более ушлых и матерых коллег несколько смущала молодость нового лидера. Однако Крук-младший показал себя неплохим руководителем, и по итогам 2009 года после кризисного периода МТП "Южный" зафиксировал рекордную прибыль в размере 572,7 млн. грн. при том что в 2007 году она составляла 96 млн. грн. За счет полученной прибыли значительно обновились основные фонды порта Южный, а так же в рекордные сроки построен терминал с причалом №9 мощностью 1,2 млн. т. в год.
С частным бизнесом, если его деятельность противоречила интересам государственного порта, Крук не церемонился, что спровоцировало ряд громких скандалов. Например, появлению в акватории "Южного" буксиров российской компании "Новофлот" (хотя порт мог выполнять эти проводки самостоятельно) были откровенно не рады. Попытки стивидорной компании ТИС швартовать суда с помощью "Новофлота" напоролись на запреты диспетчерской службы и портнадзора. Порту "Южный" под руководством Крука также пришлось столкнуться с ТИС, которые требовали у него компенсацию, не имея договора с портом на проведенные дноуглубительные работы около новых причалов. В ответ на финансовые притязания частников руководство МТП "Южный" соглашалось внести построенные гидротехнические сооружения в свод обязательных постановлений только после письменного отказа от своих запросов. Жесткое отстаивание интересов государства вызвало немало нареканий со стороны частников.
Работа в Ильичевском порту, куда Крук пришел летом 2013 года, также дала свои результаты. Если в январе-апреле 2013 года (под руководством Александра Григорашенко) его грузооборот составлял 4,706 млн. т, то за четыре месяца 2015 года этот показатель достиг почти 6 млн. т. Таким образом, по финпоказателям порт вышел с последнего места (результат первого полугодия 2013 года сотавлял 33 млн. грн.) на 2 место в отрасли (чистая прибыль по итогам первого квартала 2015 года составила 257 млн.грн.)

Сегодня участники рынка связывают Юрия Крука с бывшим Днепропетровским губернатором Игорем Коломойским, хотя явного подтверждения этому пока нет. И на данный момент такое знакомство можно воспринимать как в позитивном, так и негативном свете.

Несомненно, к сильным позициям Крука можно отнести многочисленные ходатайства в адрес Министерства инфраструктуры: Решение конференции трудового коллектива порта в поддержку Юрия Крука на пост директора, аналогичное решение Ильичевского городского совета, ходатайство подписанное председателем Одесского областного совета, экс-губернатором Игорем Палицей, двумя десятками народных депутатов, а также Ассоциацией Укрпорт, Федерацией работодателей Украины и УСПП, Ассоциацией транспортников Украины и Председателем совета капитанов портов Украины.
Если суммировать результаты работы Крука в "Южном" и ИМТП, то в случае объективности комиссии министерства инфраструктуры у него самые реальные шансы снова занять кресло директора порта Ильичевский.

Андрей Кузьменко

Связи: "Трансинвестсервис" (ТИС), Андрей Ставницер, Олег Кутателадзе, Алексей Федорычев (российский олигарх — химия, шиппинг).
Цели: Расширение сферы влияния ТИС на Ильичевский морской торговый порт.
Преимущества: профильное образование (Одесский институт инженеров морского флота, морская академия Ллойда), работа в международных компаниях.
Недостатки: отсутствие успешно реализованных портовых проектов на практике, несмотря на хорошую теоретическую подготовку.
Сторонник реформ и частного бизнеса, активный отраслевой критик, блоггер и публицист. Эти слова, пожалуй, наиболее точно характеризуют Андрея Кузьменко. Он не обходил вниманием ни одну отраслевую проблему и давал самые нелестные оценки чиновникам, руководителям госпортов, судебной системе. Но, будучи прекрасным собеседником и хорошим теоретиком, претендент не сумел толком проявить себя на практике.
Например, на посту замглавы правления "Одессельмаша" Кузьменко заявлял об амбициозном проекте строительства контейнерного терминала мощностью порядка 2 млн. TEU/год. Но реализовать задумку не удалось, а впоследствии на территории завода обнаружили яхт-клуб с эллингом. Сам же Кузьменко довольно быстро перешел  в крупнейшую частную стивидорную компанию "Трансинвестсервис" (ТИС). Там его назначили директором контейнерного терминала. Несмотря на то, что оператор провел достаточно серьезную работу по дноуглублению, строительству новых причалов и установке перегрузочного оборудования в порту "Южный", контейнерный терминал под руководством этого топ-менеджера так и не смог заработать. После длительного простоя современный комплекс, в конце концов, начал переваливать…зерно.

Есть в биографии кандидата и работа в ЧП "Укртрансконтейнер", заключившем в свое время кабальный договор о совместной деятельности с Ильичевским морским торговым портом. На причалах и оборудовании порта переваливались грузы, а выручка от этой работы направлялась на развитие, но преподносилась как вклад инвестора. В то время "Укртрансконтейнер" контролировал депутат Госдумы РФ Виталий Южилин. ЧП поставило порту в рамках соглашения два перегружателя, указав, что их стоимость – 71,7 млн. грн., хотя некоторые специалисты считают – ее размер завышен в десять раз. По некоторым данным, убытки ИМТП от такого сотрудничества в 2005-2007 годах достигли 130 млн. грн.
Что же касается сферы влияния, то наблюдатели полагают – Кузьменко представляет интересы ТИС, который в последние годы активно состязается за влияние в морской отрасли с "Портинвестом" (группа СКМ Рината Ахметова).

Сергей Крыжановский

Связи: Андрей и Сергей Клюевы, Виталий Южилин ( росийский олигарх , депутат, госдумы России от Единой России )Андрей Павлютин (Контейнерный терминал Ильичевск), Шота Хаджишвили (Рисойл Терминал).
Цели: Возвращение "Контейнерного терминала Ильичевск" в порт, возобновление сотрудничества с "Рисойл" на невыгодных для порта условиях
Преимущества: профильное образование (Одесский институт инженеров морского флота), богатый опыт работы в отрасли.
Недостатки: неэффективная работа в госструктурах.

Абсолютно непубличный человек. Что, впрочем, не мешает ему сотрудничать с известными людьми. Свою карьеру в портовой отрасли претендент начал в компании "Бруклин Киев". В 90-е годы Крыжановский занимал в нем одну из руководящих должностей в СП "Петрэкс", которое построило на территории Одесского морского торгового порта крытый склад.
Позже Крыжановский стал соучредителем транспортно-экспедиторской компании "Сталь и бумага терминал". По данным отраслевых экспертов, во время своей работы в стивидорном бизнесе претендент наладил связи с людьми, курирующими транспортные проекты братьями Клюевыми, через  Виктора Масича, который был помощником Клюева и за одно партнером Крыжановского по ресторану "Сказка".
Полезные знакомства позволяли ему продвигаться по карьерной лестнице, которая и привела его в Государственную администрацию морского и речного транспорта ("Укрморречфлот"), которую Крыжановский возглавил в 2010 году. Правда, продержался он там недолго: власть, оценив работу структуры, приняла в 2011 году решение о ее ликвидации.

Кроме того, эксперты считают, что претендент тесно связан со скандально известной компанией "Рисойл Терминал", соучредителем которой является одиозный одесский бизнесмен Шота Хаджишвили.
В свое время эта структура получила в Ильичевском порту земельные участки на условиях совместной деятельности и успешно использовала их для собственной выгоды. При коммерческой ставке на перевалку масла в $15/т сам порт получал от этого всего лишь $1,4/т.

В 2013 году, после появления Администрации морских портов Украины (АМПУ), плата за пользование причалом и территорией перешла на ее баланс. Руководство Ильичевского порта инициировало пересмотр этих условий, и ставку предложили разделить между ГП "ИМТП" и ГП "АМПУ" в пропорции $0,63 /т и $0,77/т соответственно. "Рисойл" отказывается подписывать такое соглашение и продолжает незаконное строительство элеватора без согласования с ИМТП, требуя предоставить ей такое право на бесплатной основе.
Говорят, что разрешить разногласия Хаджишвили рассчитывает, поставив директором ИМТП своего человека в лице Крыжановского. Как говорят участники рынка, союзником в этом деле может стать "Контейнерный терминал Ильичевск", он же "Укртрансконтейнер" Виталия Южилина, который не прочь возобновить свою деятельность на кабальных для порта условиях. Ну  а, если учесть то, о чем говорят в кулуарах Кабмина – а именно о дружбе между Хаджишвили и главой конкурсной комиссии, первым замминистра инфраструктуры Владимиром Шульмейстером, то можно понять оптимистичные настроения этой команды.

Вадим Пархоменко

Связи: Виктор и Петр Ющенко, Николай Злочевский.
Цели: Отвод и продажа перспективных земельных участков, граничащих с портом.
Преимущества: работа в ассоциации "Союз портовых операторов".
Недостатки: отсутствие профильного образования и успешного опыта работы в отрасли, уголовные дела.
Этот человек в морской отрасли случайный. Среди портовиков считается, что продвижение данного претендента в сове время лоббировал брат экс-президента Виктора Ющенко Петр. Говорят, что его в основном занимали земельные вопросы, которые затрагивали и прилегающие к акватории порта "Южный" участки. Впоследствии эти площади можно было выгодно продавать инвесторам, которые планировали реализовывать в порту масштабные проекты. Так, например, возникла компания "Причалы Коминтерна", впоследствии выкупленная оператором "Портинвест" Рината Ахметова.
В апреле 2010 года Пархоменко назначили и. о. начальника порта "Южный", как отмечают наблюдатели, при поддержке небезызвестных политических деятелей Николая Лисина и Николая Злочевского. За два с небольшим месяца его работы грузооборот предприятия заметно снизился. Кроме того, кандидат на должность директора Ильичевского порта умудрился провести отчуждение земли под железнодорожными путями "Южного" в пользу "Причалов Коминтерна".

Пархоменко был замешан в громком скандале, так как дал распоряжение начальнику охраны вывезти с территории режимного объекта чугун, по факту чего было даже открыто уголовное дело, не доведенное, впрочем, до логического конца. Тем не менее, вскоре он все же оказался в следственном изоляторе, а его место занял бывший глава стивидорной компании "Авлита" Александр Лагоша.

Дмитрий Гудко

Связи: Игорь Данилов, Юрий Плужников, Максим Бурбак, Сергей Фаермак
Цели: Возобновление деятельности ООО "Алди" на невыгодных для порта условиях
Преимущества: знание технологии оформления контейнеров
Недостатки: отсутствие опыта управления морскими объектами, участие в непрозрачных таможенных схемах.
Претендент хорошо известен в отраслевых кругах. Наблюдатели тесно связывают его имя с некой компанией "Алди", которая с 2002 года занималась таможенной очисткой и оформлением контейнеров в Ильичевском порту на основании невыгодного для ИМТП договора о совместной деятельности. Основатели компании – одесские бизнесмены Игорь Данилов и Юрий Плужников.
Работа "Алди" являлась частью большого коммерческого предприятия под названием "Амос". Она, как утверждают эксперты отрасли, включала оформление контейнеров, которые предназначались украинским получателям, как транзитных, избавляя тем самым клиентов от уплаты налогов и пошлин. "Амос" также практиковал реэкспорт в страны Западной Европы подакцизных товаров под видом возврата пустых контейнеров.

В 2007 году совместное предприятие ИМТП и "Алди" построили таможенно-складской комплекс площадью почти 7 тыс. кв. м. Однако в 2012 году Ильичевский морпорт ввел в эксплуатацию свое новое структурное подразделение – "Специализированный грузовой комплекс" (СКГ-1), которое по сути перебрало на себя функции терминала, созданного вместе с "Алди".
Договор о сотрудничестве был разорван в судебном порядке и повлек за собой долгое разбирательство о праве собственности на упомянутый комплекс. "Алди", в свою очередь, также обратилась к Фемиде с требованием признать право собственности на помещение в двухэтажном здании таможенно-складского комплекса или выплатить компании 56,55% стоимости имущества – 7,57 млн. грн. Однако попытки не увенчались успехом, так как для того, чтобы продать порту часть терминала, фирме нужно было быть его собственником.
При этом в 2013 году суд признал недействительным решение исполкома Ильичевского горсовета от 2009 года, на основании которого "Алди" и Минтранс получили свидетельства о праве собственности на их части имущества комплекса.

Впрочем, владельцы "Алди" сдаваться без боя не собираются и решили восстановить контроль над бизнесом другим путем. Данилову, по слухам, удалось наладить связи с бывшим министром инфраструктуры Максимом Бурбаком и народным депутатом Сергеем Фаермаком. Для того, чтобы затея удалась, они якобы даже заручились поддержкой министра внутренних дел Арсена Авакова. И вся эта компания не против назначить директором Ильичевского порта своего человека, который не станет возражать против старых добрых контрабандных схем.

Оставшиеся претенденты имеют гораздо меньше шансов победить в этой гонке, тем не менее, среди них есть имена, звучавшие в морском сообществе в разных контекстах. Это, к примеру, бывший начальник Ильичевского порта Константин Лавриненко, который прославился тем, что переориентировал часть грузопотока на частную стивидорную компанию, а также перечислил около 80 млн. грн. строительной фирме за невыполненные работы. Это также бывший директор ГП "Укрводпуть" Николай Верещака, начальник портофлота Мариупольского морпорта Александр Нефедов, начальник администрации Белгород-Днестровского порта Вадим Прокофьев. Остается надеяться, что новая команда Мининфраструктуры при выборе будет руководствоваться не интересами отдельных бизнес-групп, как это делали их предшественники, а направит усилия на развитие отрасли.

ФОТО: PHL

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Анна Трофимова
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!