Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Главным итогом этой недели можно назвать откладывание голосования по поправкам в Конституцию.
300 голосов за децентрализацию и в довесок за упоминание об "особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" будут искать уже на новой (четвертой) сессии парламента, которая откроется во вторник 2 февраля. Правда, еще нет решения Конституционного Суда, подтверждающего возможность такого переноса. Зато уже приняты народными депутатами и подписаны президентом соответствующие изменения в законе о регламенте Верховной Рады.
Таким образом, победила линия на затягивание процесса, пока Россия не продемонстрирует существенного прогресса в выполнении своих обязательств по Минским соглашениям. Неудовлетворенными остались те депутаты украинского парламента (а их едва ли не половина), которые надеялись, что конституционные поправки будут вынесены на окончательное голосование в январе, не наберут необходимых 300 голосов и превратятся в юридический мусор. С другой стороны, остался неудовлетворенным Кремль, который был уверен, что Запад принудит Киев утвердить конституционные поправки до конца текущей (третьей) сессии парламента. Как оказалось, западные партнеры давили-давили на Киев, но затем перестали, согласившись с его доводами и увидев реальную перспективу провального голосования в Верховной Раде.
Все участники процесса — и в США, и в ЕС, и Украине, и в России — вполне осознают, что сейчас наступает критический момент. Если к 1 февраля поправки не будут приняты (а они не будут приняты), Кремль получит повод обвинить Киев в срыве Минских соглашений. И можно не сомневаться, что Путин этим поводом воспользуется. Зря, что ли, он делал Украине "рождественские подарки". Вопрос в том, какой сценарий он выберет.
Потому не случайно именно 1 февраля Петр Порошенко летит в Берлин на переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, о чем администрация Порошенко сообщила 28 января. Уже само объявление об этом визите призвано показать, что Киев готов к любым сценариям, включая и возобновление масштабных боевых действий.
Предыдущий визит Порошенко в Берлин состоялся 24 августа прошлого года (одновременно с украинским президентом в немецкую столицу прибыл и французский президент Франсуа Олланд). Тогда была похожая ситуация. В тот день в Украине праздновали День Независимости и тоже опасались российского вторжения — подобного тому, которое началось годом ранее, 24 августа 2014 года. Сейчас, напомним, тоже печальная годовщина. Как раз в конце января — начале февраля 2015 года украинские войска подверглись атакам на всей линии фронта. Завершилось это Минском-2 и потерей Дебальцево.
Поэтому несомненно, что одной из главных тем предстоящих в понедельник 1 февраля переговоров Порошенко и Меркель будут действия в случае, если Кремль выберет военный сценарий. Также понятно, что если в тот же день на фронте вновь начнется резкое обострение, то Порошенко и Меркель быстро свяжутся и с Парижем, и с Вашингтоном.
Но и мирные сценарии тоже нуждаются в подробном обсуждении. 27 января на переговорах в Минске представитель РФ в Трехсторонней контактной группе Борис Грызлов заявил о готовности России поддержать "формулу Штайнмайера". Что именно предложил немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, сейчас гадают и толкуют как в российских, так и в украинских СМИ всевозможные эксперты.
Штайнмайер получил свой пост в нынешнем германском правительстве по квоте СДПГ. Эта партия является традиционным конкурентом Христианско-демократического союза, возглавляемого Меркель. Поэтому отношения между Меркель и Штайнмайером, наверное, еще менее теплые и дружественные, чем у нас между Порошенко и, например, Арсением Яценюком или Арсеном Аваковым. Если Киев хочет согласовать с Берлином приемлемую для себя интерпретацию "формулы Штайнмайера" или же договориться о какой-то другой "формуле", то делать это нужно именно в ходе переговоров на уровне Порошенко и Меркель.
Наконец, будет обсуждаться в Берлине и внутриполитическая ситуация в Украине. Немецкой стороне важно знать, насколько долговечна нынешняя правящая коалиция в Верховной Раде, насколько устойчиво правительство и, главное, когда и при каких условиях можно будет ждать результативного голосования по конституционным поправкам. Почти наверняка Меркель захочет услышать о перспективах реализации идеи конституционного референдума, высказанной Яценюком в телеобращении 24 января. Поэтому результаты визита Порошенко в немецкую столицу будут иметь прямое значение не только для переговоров о будущем Донбасса (как в Минске, так и в "нормандском формате"), но и для внутриполитических процессов в Украине.
Можно ожидать, что по итогам переговоров мы вновь услышим о миллиардах, обещаемых Германией и другими странами-донорами на восстановление Донбасса. Сейчас звучит много рассуждений в том духе, что от разрушенного войной Донбасса нужно отказаться, поскольку украинский бюджет его не потянет. Для Порошенко, который связал с Минскими соглашениями свою политическую судьбу, очень важно располагать крупными финансовыми аргументами в их пользу. А Меркель предпочитает профинансировать мир на Донбассе, чем бояться еще одного потока беженцев. Ей хватает войны в Сирии.
ФОТО: PHL/Пресс-служба Президента Украины
Обсуждения
Новости партнеров
Новости