Что G7 пообещала России

Большая Семерка предупредила Кремль об усилении санкций, которое может быть принято уже через месяц на саммите ЕС

27 мая в японском городке Исэ-Сима завершился двухдневный саммит G7 — Большой Семерки, куда входят США, Канада, Япония и четыре крупнейшие страны ЕС: Великобритания, Германия, Италия и Франция. Семь лидеров обсудили много тем, но принципиальное решение приняли по одному вопросу: о судьбе антироссийских санкций.

В первый день саммита в европейской прессе высказывался скепсис насчет способности стран Запада договориться о продолжении жесткой позиции. Например, немецкая газета Süddeutsche Zeitung напомнила, что "В ЕС и в Берлине давно началась дискуссия по поводу санкций, и если Польша и страны Балтии выступают за их продление, то в Испании, Италии и Греции растет сопротивление, многие ратуют хотя бы за смягчение". В таком же ключе высказался и вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль. Он назвал неверным нынешний курс ЕС в отношении России, пояснив, что "не очень умно требовать 100-процентного выполнения Минских соглашений и только затем на 100% отменять санкции".

Тем не менее, в итоговой декларации саммита ни о каком ослаблении санкций речь не идет. Наоборот, говорится о возможности их усиления: "Санкции могут быть сняты лишь в том случае, если Россия выполнит свои обязательства. Вместе с тем мы готовы принять новые ограничительные меры, чтобы увеличить затраты России, если ее действия этого потребуют". Лидеры G7 настаивают на выполнении Кремлем своих обязательств именно на 100%. "Мы подчеркиваем нашу решительную поддержку полной реализации Минских соглашений и работы формата "нормандской четверки", а также Трехсторонней контактной группы. Мы ожидаем, что Россия выполнит свои обязательства и использует свое влияние на сепаратистов во исполнение своих обязательств в полном объеме", — говорится в декларации.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель, комментируя итоги саммита, тоже подчеркнула, что санкции увязаны с выполнением Минских соглашений, и добавила: "Мы надеемся на прогресс в течение ближайших недель". Почему именно такие сроки, понятно: через месяц, 28-29 июня, в Брюсселе пройдет саммит Европейского совета — высшего политического органа Европейского Союза. Руководители 28 стран ЕС должны принять решение о продлении экономических санкций против России, введенных в связи с аннексией Крыма и агрессией на востоке Украины. К началу встречи в Брюсселе лидеры Великобритании, Германии, Италии и Франции хотят увидеть доказательства готовности Путина вывести свои войска из Донбасса.

Жесткая позиция Запада по отношению к РФ означает, что G7 получила убедительные заверения со стороны Киева в готовности выполнить свою часть Минских соглашений. То есть, Петр Порошенко гарантировал прохождение через Верховную Раду необходимых законов, если Путин всерьез настроен уйти из Донбасса. В таком случае для Украины ближайшие недели тоже будут непростыми. Можно ожидать очередного всплеска дебатов о том, какую цену готова Украина заплатить за возвращение Донбасса и нужен ли Украине Донбасс такой ценой.

Однако сейчас внутриполитические позиции Порошенко выглядят сильнее, чем несколько месяцев назад. Парламентско-правительственный кризис преодолен, в Верховной Раде есть коалиция, работают новое правительство и новый генпрокурор, которые устраивают и Порошенко, и западных партнеров. К тому же у Порошенко теперь есть Надежда Савченко, освобожденная Путиным, и есть декларация G7 о готовности усилить санкции против России. Президентская команда рассчитывает, что этих аргументов будет достаточно, чтобы облегчить принятие Верховной Радой нужных решений. Но по-прежнему ни в Киеве, ни в западных столицах нет уверенности в главном: в том, что Путин действительно решил уйти из Донбасса.

 ФОТО: Пресс-служба Кремля