Чем завершатся скандалы вокруг министерских госсекретарей
Уже три руководителя министерств заявили, что не будут работать с госсекретарями, которых им навязали
И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, министр инфраструктуры Владимир Омельян, а вслед за ними и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик выступили с заявлениями о том, что они намерены не допустить к работе в их министерствах победителей конкурсов на должности госсекретарей. По сути, три руководителя министерств признались в намерении нарушить закон "О государственной службе". Но они собираются это сделать не своими руками, а руками правительства.
Такое нарушение чревато многими последствиями, в том числе и на международном уровне. Но прежде чем говорить об этом, стоит вначале рассмотреть мотивы недовольных руководителей министерств. В качестве примера возьмем скандальную ситуацию в Минздраве.
Как искали госсекретаря для Минздрава
К участию в конкурсе на должность госсекретаря Минздрава было допущено 13 претендентов. Фавориткой считалась Алена Терещенко, которая работала в центральном аппарате Минздрава с 2007 года, а с октября 2014-го по май 2015-го занимала должность заместителя министра – руководителя аппарата министерства. Официально она была уволена "по собственному желанию", на самом же деле – по инициативе тогдашнего министра Александра Квиташвили, который уволил также и начальников всех департаментов в рамках затеянной им реорганизации Минздрава.
Покинув министерство, Терещенко трудоустроилась в Национальной медакадемии ассистентом кафедры детской неврологии и медико-социальной реабилитации, но конечно же, хотела вернуться в Минздрав. Такую возможность и предоставил конкурс на должность госсекретаря. Терещенко благополучно прошла в финал вместе с еще тремя претендентами. Однако в финале она и еще два участника набрали по одной из конкурсных компетенций меньше минимально необходимых 0,5 балла.
Единственным кандидатом, сумевшим преодолеть этот барьер, оказалась Наталья Шолойко, которая сейчас работает в госпредприятии "Государственный экспертный центр" Минздрава заместителем директора по регистрации и фармаконадзору. Шолойко относят к плеяде постмайдановских реформаторов. Ее активно поддерживали "Пациенты Украины", фонд "Відродження" и "Центр противодействия коррупции". Она была координатором фармацевтической службы Майдана, а до этого директором аптеки-музея в Киеве и преподавателем Национального медуниверситета им. Богомольца.
Однако мониторинговая миссия #ДоброЧесно, занимающаяся поиском компромата на всех претендентов на крупные госдолжности, раскопала информацию о родственниках Шолойко: "Муж – Александр Хейломский, соучредитель фирмы "Ридан" вместе с нынешним председателем правления "Индар" Любовью Вишневской. Отец – Борис Хейломский в свою очередь является совладельцем фирмы "МВВ Инструментс", а дочь – Татьяна Хейломская, возглавляет фирму. "МВВ Инструментс" известна поставками товаров для "Индара" по завышенным ценам и, по данным СМИ, фигурировала в уголовном производстве, которое СБУ открыла по "Индару".
Эта информация способствовала тому, что для Шолойко конкурс на должность госсекретаря Минздрава тоже оказался очень тяжелым. По результатам всех этапов конкурса – тестирования, решения ситуативных задач и собеседования – она набрала лишь 11,74 балла из 20 возможных. В связи с этим 7 декабря Конкурсная комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, признав Шолойко победительницей конкурса, рекомендовала Кабмину назначить ее госсекретарем Минздрава с испытательным сроком.
Скандал после конкурса
Резервного кандидата комиссия выбрать не смогла, так как остальные претенденты вообще провалились. Поэтому, если испытательный срок для Шолойко окажется неудачным, будет необходимо объявить новый конкурс. И все, что для этого нужно, – это создать формальные основания, чтобы комиссия смогла признать работу Шолойко на испытательном сроке неудовлетворительной.
Но дальнейшее развитие событий оказалось еще интереснее. И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун решила вообще не допустить Шолойко к работе. "Мы категорически не согласны с результатами конкурса и видим системные просчеты в процедуре его проведения, которая несовершенна и требует тщательной доработки, – заявила Супрун на своей фейсбук-страничке после решения комиссии. – По данным мониторинговой миссии #ДоброЧесно, лицо, которое сегодня избрали на госсекретаря Минздрава, не может занимать эту должность из-за конфликта интересов, а его имя фигурирует в коррупционных схемах. Мы не можем работать в одной команде с людьми, которые скомпрометированы или коррумпированы".
В своем заявлении Супрун рассказала о плане дальнейших действий: "Процесс необходимых изменений уже инициирован на правительственном совещании в понедельник, поддержан сегодня, и мы убеждены, что результатом станет более понятный, прозрачный и честный процесс избрания достойных государственных секретарей не только для Минздрава! Будем благодарны за пристальное внимание общества к этому процессу и верим, что не разочаруем вас!"
Чего на самом деле хочет Супрун
Действительно, пристальное внимание тут необходимо. И раз уж Супрун так о нем просит, то начнем с самого начала конкурса. Руководительница Минздрава не хотела видеть победителем ни Терещенко, ни Шолойко, ни кого-либо еще из 13 претендентов, допущенных к конкурсу. Она имела собственного протеже – нынешнего замминистра здравоохранения по вопросам европейской интеграции Оксану Сивак, которая получила эту должность 31 августа по личной просьбе Супрун.
Сивак подала документы на конкурс на должность госсекретаря с опозданием – по истечении установленных сроков. К тому же, она не удовлетворяла квалификационному требованию – в ее трудовой биографии не было трех лет государственной службы. Поэтому после разбирательств комиссия не допустила ее к участию в конкурсе.
Таким образом, дело вовсе не в Шолойко и не в компромате на нее от #ДоброЧесно, а в личной заинтересованности Супрун в срыве конкурса. И еще 5 декабря, то есть до того, как комиссия объявила победительницей Шолойко, и.о. министра заявила на брифинге: "Мы собрали команду молодых талантливых людей, которые работают на улучшение системы. Мы хотели бы, чтобы вместе с нами работал госсекретарь, который поддерживает эти изменения, который будет профессионально работать в нашем министерстве, когда мы будем, и продолжит эту работу, когда нас уже не будет. Но кандидаты, которые сейчас подаются, не до конца соответствуют этим требованиям".
Супрун также подчеркнула, что государство обязано изменить систему конкурсного отбора госсекретарей. Нетрудно понять, каких изменений она добивается: правила конкурса должны быть выписаны так, чтобы победителем стал тот, кого хочет руководитель министерства.
Что общего между Супрун, Омеляном и Насаликом
На том же брифинге выступил министр инфраструктуры Владимир Омелян. Ему уже был известен победитель конкурса на должность госсекретаря его министерства: Андрей Галущак. Есть видео, на котором министр излагает свои претензии к Галущаку.
"Здесь дело не в личных предпочтениях Омеляна или госпожи Супрун, здесь дело в ценностях и принципах. Есть факт попытки реванша", – заявил министр. Он подчеркнул, что не собирается работать с госсекретарем, которого ему навязали. "Я не цепляюсь ни за какие должности и работаю для страны только тогда, когда могу быть эффективным. Поэтому кто-то из нас работать в этом министерстве не будет", – пообещал Омелян.
6 декабря с аналогичным заявлением выступил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Пресс-служба Минэнергоугля сообщила, что Насалик разделяет мнение Супрун и Омеляна о необходимости усовершенствования конкурса на должности госсекретарей министерств и пересмотра его результатов. По словам министра, он поддерживает позицию коллег, которые 5 декабря заявили о том, что отказываются работать с избранными по результатам конкурса госсекретарями.
"Сегодня вопрос проведения конкурса и, собственно, процедуры отбора кандидатов в госсекретари постоянно обсуждается на уровне Кабинета Министров. И я знаю, что есть много замечаний относительно того, как проходит отбор кандидатов – как у представителей министерств, так и у профильных общественных организаций. Поэтому я поддерживаю членов правительства и призываю к решению проблемных вопросов и совершенствованию процедуры отбора на должности госсекретарей министерств", – заявил Насалик. Фамилию своего госсекретаря он узнал еще 15 ноября, когда комиссия выбрала на эту должность коммерческого директора ООО ПКФ "Алмакс" Максима Немчинова.
У всех троих недовольных руководителей министерств – Супрун, Омеляна и Насалика – возмущение конкурсом возникло не из принципиальных, а из сугубо личных соображений: не удалось провести на посты госсекретарей своих протеже. Если уж говорить о принципах, которые всуе поминает Омелян, то за один этот факт всех троих следовало бы отправить в отставку.
Чем рискует Гройсман
Но правительство, судя по заявлению Супрун 7 декабря, избрало противоположный путь и собирается переписать правила конкурса, чтобы создать возможность провести новые конкурсы на посты госсекретарей Минздрава, Мининфраструктуры и Минэнергоугля уже по новым правилам. Однако такая процедура не предусмотрена законом "О государственной службе". По закону, правительство обязано назначить госсекретарями победителей конкурсов, и точка.
Владимир Гройсман прекрасно знает, что исполнение закона "О государственной службе" находится под пристальным вниманием европейских партнеров. Закон вступил в силу 1 мая, и перед этой датой премьер-министр выступил с видеообращением, в котором подчеркнул: "С 1 мая запускаем в действие закон о государственной службе. Я очень бы хотел, чтобы государственная служба была профессиональной. Кое-кто уговаривал: "Давайте перенесем на другой срок внедрение этого закона". Нет, с 1 мая мы начнем формировать настоящую профессиональную государственную службу в Украине".
Принятие закона о госслужбе предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Проект закона был подготовлен Кабмином и согласован с ЕС. Принятие закона было одним из условий для получения Украиной от ЕС макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро.
Кроме того, 21 апреля комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан сообщил, что Еврокомиссия готова выделить 90 млн евро на реформу госслужбы, но ожидает внедрения норм соответствующего закона. 11 июля Хан встретился с Гройсманом и обсудил ход реформы госслужбы. На встрече шла речь и о 600 млн евро, и о 90 млн евро.
Если сейчас правительство попытается обойти этот закон, ЕС может попросту отказать в обещанной помощи. Особенно если Еврокомиссия придет к выводу, что правительство Украины решило переиграть конкурсы по измененным правилам ради того, чтобы провести на должности госсекретарей протеже нынешних министров.