Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Еще с позапрошлого года "Народный фронт" считается бесперспективным проектом. А после отставки лидера "НФ" Арсения Яценюка с поста премьера эту партию и вовсе перестали принимать во внимание, обсуждая возможные расклады на будущих выборах. Различные источники утверждали, что от "НФ" отколются три группы, возглавляемые министром внутренних дел Арсеном Аваковым, спикером парламента Андреем Парубием и секретарем СНБО Александром Турчиновым. А месяц назад пошли разговоры о том, что Турчинов уже создает новый политпроект.
Однако в последнее время в "НФ" обсуждается другой вариант. Вместо Яценюка предлагается сделать первым лицом партии Турчинова. Кстати, они и сейчас занимают в партии сравнимые по весу должности: Яценюк – глава политсовета "НФ", Турчинов – руководитель центрального штаба "НФ" и член политсовета. Но лидером и главным спикером партии до сих пор считался Яценюк.
Замена его в этой роли на Турчинова не будет означать, что Яценюк лишится влияния. Просто в публичной сфере лидерство перейдет к Турчинову, тем более что он на своей должности секретаря СНБО гораздо более соответствует названию партии. Сам Турчинов сейчас явно старается укрепить свой имидж и заодно поднять рейтинг. Если социологи покажут, что у Турчинова (в отличие от Яценюка) есть шансы побороться с Петром Порошенко на президентских выборах, то "НФ" может быстро ожить как политическая структура во всеукраинском масштабе.
"Президент войны"
Различие между Порошенко и Турчиновым очень четко проявилось 22 февраля, когда оба они выступали на оперативном сборе руководящего состава Вооруженных Сил Украины. Верховный главнокомандующий говорил о нынешних реалиях, секретарь СНБО — о том, что нас ждет в будущем. Порошенко придерживался роли "президента мира" (в смысле "мирного президента"), который в силу внешних обстоятельств вынужден заниматься войной. А Турчинов фактически позиционировал себя в роли "президента войны". Вот несколько тезисов из его выступления.
"Наше общество нуждается не в сказках о светлом европейском будущем "уже сегодня", не обещаний всего и сразу".
"Следует осознать: разрушение системы коллективной безопасности уже произошло. И это особенно остро почувствовала Украины. До создания нового мирового порядка каждое государство вынуждено само защищать свои интересы".
"В этих условиях нам нужно четко определить приоритеты. Обеспечить выживание и развитие независимой Украины может только сильное национальное государство, в основе которого – мощные Вооруженные Силы, другие военные формирования, надежный и эффективно действующий сектор безопасности и обороны. Нашим главным приоритетом должно стать построение такого государства".
"Сегодня ресурс деклараций, косметических реформ и полумер уже исчерпан. Или будут предложены и реализованы новые подходы к решению системных проблем, или воплотится подготовленный Кремлем разрушительный сценарий".
"Оборона Украины требует создания надежного и высокообученного резерва, готового по заранее разработанному плану приступить к выполнению боевых задач по отпору агрессору. Следует построить систему территориальной обороны, при которой все военнообязанные будут проходить курсы военной подготовки на специальных учебных полигонах, участвовать в сборах и боевом слаживании своих подразделений. Военно-патриотическое воспитание, военная подготовка и изучение основ гражданской обороны должны стать одним из приоритетов в обучении как в общеобразовательной, так и в высшей школе".
"Украина имеет все основания не только выжить, но и превратиться в регионального лидера, способного защитить не только себя, но и своих союзников. Только сильное, независимое, национальное государство способно заставить считаться со своими интересами, изменить отношение к себе. Речь идет не об альтернативе евроинтеграции, а о реальном путь к ней. Мы должны не скребстись в закрытую дверь, а получить приглашение как безальтернативный стратегический партнер!"
Нетрудно заметить, что практически все из этих тезисов звучат или как критика позиции президента, или как упрек ему в том, что он мог бы сделать, но не сделал.
"Минску пришел конец"
Позиционировать себя как более решительного по сравнению с президентом и БПП старается не только один Турчинов, но и "НФ" в целом, включая Яценюка. Показательной была реакция на указ Путина о признании в РФ документов, выданных в ОРДЛО.
Турчинов в Киеве и Яценюк в Мюнхене на конференции по безопасности выступили с идентичными по смыслу заявлениями: признав паспорта "ДНР" и "ЛНР", Путин фактически вышел из Минского процесса. Турчинов: "Такой шаг Кремля полностью перечеркивает Минский процесс и равен заявлению России о выходе из него". Яценюк: "После сегодняшнего решения Путина Россия фактически вышла из Минских договоренностей".
"НФ" – партнер БПП по коалиции, а Турчинов – еще и секретарь СНБО. Публично заявив о выходе России из Минского процесса, Турчинов и Яценюк фактически указали президенту Украины, главе СНБО, главнокомандующему Вооруженных Сил Порошенко на необходимость очень жесткой реакции на указ Путина. Однако Порошенко пока что только пожаловался на Путина вице-президенту США Майку Пенсу.
"Яценюк лучше Гройсмана"
"НФ" старается показать себя более решительным в сравнении с Порошенко и БПП также и по такому спорному вопросу, как блокада торговли с ОРДЛО. Официальная позиция президента и правительства, как известно, заключается в том, что на данный момент обойтись без поставок угля с территории ОРДЛО Украина не может. Члены правительства от "НФ" публично не оспаривают эту позицию. Но Турчинов и парламентская фракция "НФ" позволяют себе гораздо более радикальные высказывания.
Турчинов недавно выступил за полную блокаду торговли с ОРДЛО, причем подчеркнул это несколько раз: "Если решать радикально, то есть только один механизм. И я сторонник этого варианта – запретить любые перемещения товаров и грузов… Если мы хотим ускорить процесс освобождения своих территорий – нужно выбирать радикальный вариант… Полная изоляция оккупированной территории значительно приблизит сроки ее освобождения".
Руководители фракции "НФ" на этой неделе сделали целый ряд заявлений в том же духе. Зампредседателя фракции Сергей Пашинский: "В 2015-м отказались от российского газа, сможем постепенно отказаться и от угля". Зампредседателя фракции Виктория Сюмар: "Торговля с ОРДЛО должна быть ограничена". Председатель фракции Максим Бурбак: "Необходимы срочные действия для энергетической независимости Украины от России и фейковых "республик" Донбасса".
А 22 февраля на пленарном заседании член фракции "НФ" Олег Медуница выступил от имени всей партии, не только заявив о поддержке идеи блокады, но и выдвинув требования к правительству. "Позиция фракции "Народного фронта" очень проста. Мы считаем, что любая торговля с оккупированными территориями должна быть прекращена, за исключением того критического импорта, который в данном времени нужен украинскому государству. Мы требуем, чтобы правительство разработало перечень таких товаров, а в перспективе полностью заблокировало торговлю с оккупированными территориями", – заявил Медуница.
Помимо требования к правительству Владимира Гройсмана, он привел ему и пример для подражания – правительство Яценюка. "Те товары критического импорта, без которых Украина не может существовать, должны быть поставлены из других стран – так, как это делало в свое время правительство Яценюка, когда мы полностью отказались от российского газа (и покупаем его в Европе), когда мы завозили уголь из ЮАР. И завозили мы его не тогда, когда у нас уже были пустые склады, а начиная с мая месяца".
Для "президента войны" – "партия войны"
Впрочем, все эти заявления, конечно, не означают, что "НФ" уже собрался разваливать коалицию. На самом деле лидеры "НФ" пока еще не чувствуют себя готовыми к досрочным парламентским выборам. То, что они делают сейчас – это пытаются четко позиционировать свою партию как "партию войны", оставаясь при этом в одной упряжке с "партией мира" – БПП.
Скорее всего, обе партии будут терпеть этот союз еще какое-то время. Как минимум, до 14 апреля, когда окончится годичный иммунитет правительства Гройсмана. Но нужно помнить еще об одном немаловажном обстоятельстве: в случае развала коалиции и назначения внеочередных парламентских выборов правительство, согласно Конституции, останется исполнять свои обязанности до того момента, как новый парламент утвердит новое правительство.
Таким образом, на выборах будут конкурировать две партии власти: "партия мира" и "партия войны". На победу первой будут работать президент, премьер и полправительства, на победу второй – секретарь СНБО, спикер парламента и другая половина правительства. И эта игра вполне может оказаться договорной.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости