Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Госгеокадастр подвел итоги длившегося четыре месяца эксперимента, целью которого было устранение возникающих в ходе согласования документации по землеустройству злоупотреблений (эта схема наиболее распространенная в сфере земельных отношений).
Результаты эксперимента обнародовал Максим Мартынюк – замминистра по аграрной политике.
Ни для кого не секрет, что существует практика "поощрения" экспертов, для более оперативной и простой процедуры согласования. И, по словам Мартынюка, у него отсутствуют поводы для упреков своих предшественников в нежелании ее остановить.
Документы по вопросам землеустройства оформляются ежедневно по всей стране, а участие в этой процедуре принимают сотни экспертов. И уследить за каждым из них попросту нереально.
Кроме того, поскольку область земельных отношений достаточно специфична, и сменой исполнителя проблему не решить. Мартынюк особенно подчеркнул, что не спасет ситуацию даже то, ести ежедневно увольнять по десятку коррумпированных сотрудников, ведь коррупция пронизывает всю систему.
Именно это подтолкнуло к радикальному решению: менять не людей, а в корне преобразовать протокол.
В августе 2016 года стартовал эксперимент, в рамках которого согласование проектов землеустройства относительно отвода земельных участков происходило экстерриториально. На подготовку инфраструктуры ушло два месяца и в прошлом году 4 октября первый проект был согласован по новой методике.
Практически система выглядит так:
Предприятие землеустройства предоставляет проект в отделение Госгеокадастра, заведующее районом, в котором расположен участок. На согласование документы можно отправить в физическом (бумажном) виде либо же в электронном – отсканированными копиями.
После прохождения регистрации, проект отправляется системой документооборота в другой регион страны случайно выбранному эксперту. Заказчик не может проследить за движением своего пакета документов, так же как и оказать влияние на специалиста. Эксперту тоже не известно от кого поступили бумаги, поэтому и потребовать "гонорар" шансов нет.
С начала эксперимента на согласование приняли более 50 тысяч заявок. Порядка 7 тысяч из них поступили через портал – в онлайн-режиме. Максим Мартынюк отметил, что для текущего уровня распространенности в земельных отношениях информационных технологий 14% электронных проектов – внушительный показатель.
По внутренним нормативам Госгеокадастра, заявка находится на рассмотрении 5 дней, а это вдвое меньший предусмотренного законодательством срок.
Ответ заказчик получает в том же формате, в котором отправлял документы:
• В электронном виде с цифровой подписью;
• В бумажном виде (через орган земельных ресурсов на месте).
Если, по мнению заявителя, эксперт Госгеокадастра дал некорректное заключение, центральный аппарат принимает апелляции и, после рассмотрения комиссией выносит решение о наличии или отсутствии нарушений в ходе процедуры согласования.
Апелляции рассматриваются максимум 10 дней. Если замечания эксперта признаются беспочвенными более трех раз, его отстраняют от работы.
Предварительные итоги эксперимента:
• В 100% случаев заявки рассматриваются в установленный десятидневный срок. В 70% случаев – в пятидневный. Ранее документы зависали неделями и месяцами, пока заказчику не удавалось найти вариант их "подтолкнуть".
• Число проектов, возвращаемых на доработку, резко сократилось – ситуация, когда первые нарушения удалены, но эксперт находит все новые и новые, больше не возникает. Ранее же остановить этот круговорот удавалось только дополнительными гонорарами. В такую "многоразовую" заявку превращалась каждая втора, а в некоторых местных отделениях – почти все.
• В районах удалось разрушить отдельные монополии фирм, специализирующихся на сфере землеустройства. Положение дел вскрылось, когда Госгеокадастр перепроверил статистику. Было обнаружено, что у некоторых предприятий показатель согласованных документов 100%, а экспертные заключения получены за 1 день.
Эти рекордные показатели свидетельствуют не о профессионализме сотрудников данных фирм, а об их связях с чиновниками местного органа, занимающегося земельными ресурсами.
Теперь же заявки согласовываются экспертами из других регионов и знакомства с местными функционерами не могут влиять на процесс.
Новости партнеров