Пережить бы лето: останется ли Войцех Балчун управлять «Укрзализныцей»

5 июня истек срок контракта, заключенного со специально приглашенным польским специалистом Войцехом Балчуном

Ранее экспат возглавлявлял Совет директоров Польских железных дорог, а позднее, крупнейшего оператора железнодорожных перевозок в Польше компанию РКР CARGO.

Результаты на посту главы государственного предприятия выглядят более чем неоднозначно, так что профильный министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян уже не раз категорически заявил, что не видит Балчуна на посту главы "Укрзалізниці", однако решать не ему.

Скандал за скандалом

Выигравший конкурс на занятие поста главы "Укрзалізниці" Войцех Балчун успел "отметиться" в скандале еще до того, как приступил к выполнению своих должностных обязанностей.

Увлечение Войцеха Балчуна музыкой, и игра в собственной рок-группе дала повод СМИ назвать его "рокером", а появление в сопровождении эффектной блондинки в гостинице, ранее кстати замешанной в коррупционном скандале в Польше и давней знакомой руководителя "Укрзалізниці", дало повод обвинить его в наличии любовницы.

Но куда большим скандалом стала сумма заработной платы польского специалиста, которая заявлялась на уровне 1,5 млн. дол. в год, что делало его самым высокооплачиваемым менеджером госсектора в Украине. Впрочем, вскоре выяснилось, что данную зарплату требовал сам Балчун и она была ему обещана, но лишь при выполнении ключевых требований по эффективности работы возглавляемой им компании. До тех же пор руководителю "Укрзалізниці" придется довольствоваться 463 тысячами гривен, как о том сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в июне 2016 года.

Кстати из-за заминки в подписании трудового договора и торгов по поводу зарплаты назначенный на свой пост еще 20 апреля приступить к своим обязанностям Войцех Балчун смог лишь в июне 2016 года.

Затем скандалы несколько стихли, чтобы с новой силой разгореться в январе 2017 года.

В этом месяце Войцех Балчун отчитался об успехах "Укрзалізниці", в частности, о получении ею 300 миллионов прибыли по итогам работы в 2016 году против 16,8 млрд. грн. убытков, имевшихся в компании по итогам 2015 года. А также о закупке впервые за 6 лет 21 пассажирского вагона, и расширении грузового подвижного состава на 3,5 тысячи вагонов и полувагонов за счет их покупки и строительства. 

Очевидно, что данные результаты настолько впечатлили премьер-министра Владимира Гройсмана, что 18 января в ходе внеочередного заседания Кабинета министров Украины министр экономического развития - вице-премьер Степан Кубив по просьбе Владимира Гройсмана внес постановление о смене устава "Укрзалізниці" и компания фактически перешла под контроль Кабмина.   

Уже тогда эксперты отмечали, что подобное решение лишало влияния на компанию министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна. И реакция не задержалась – между министром и топ-менеджером началась война.

Министр против Балчуна

Через два дня после принятия решения Кабмином, 20 января министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян раскритиковал деятельность Войцеха Балчуна на посту главы "Укрзалізниці", обвинив его в "постоянных спорах, желании вместо работы заниматься концертами и политическими договоренностями, готовность быть ширмой, а не менеджером изменений, странные кадровые назначения, речи и презентации, которые не имели ничего общего с действительностью и пиаре, который известно кто оплачивал". А также признался, что голосовал против назначения Балчуна.

 

Еще через несколько дней министр инфраструктуры выступил против Балчуна уже на заседании Кабинета министров Украины, куда топ-менеджер "Укрзалізниці" был приглашен для заслушивания отчета о собственной деятельности. 

"Увеличение или выход в плюс по прибыли "Укрзалізниці" в 2016 году — это не реформаторские достижения, это просто увеличение тарифа в 2016 году на 15%, которое сгенерировало 3,8 млрд грн. По корпоратизации, к сожалению, ничего не произошло за 2016 год, движения не было", — так пояснил возникшую прибыль Омелян.

Также министр передал документы о коррупции на железной дороге премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Последний, впрочем, резко осадил министра, потребовав, чтобы личные взаимоотношения не мешали плодотворной работе реформирования украинской железной дороги, тем более что сам Омелян никогда не руководил транспортными предприятиями в отличие от Балчуна.

Однако скандалы продолжились. 28 января известный украинский журналист Константин Стогний сообщил, что глава "Укрзалізниці" из 245 календарных дней отсутствовал на рабочем месте 156 дней, выложив у себя в Facebook фото некоей справки зафиксировавшей передвижение Войцеха Балчуна через аэропорт Борисполь.

 

В апреле министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян снова "вспомнил" о Балчуне, обвинив того в серьезных проблемах на предприятии и выразив надежду, что еще до конца месяца Кабмин уволит польского реформатора.

"Это проблемы управленческого характера. Команда, к сожалению, не дала необходимых результатов. Ее уволить надо было давно. Я надеюсь, что в этом месяце будут приняты соответствующие решения на уровне Кабмина", — передала заявление Омеляна пресс-служба Мининфрастурктуры Украины на официальном сайте министерства.

Однако правительство тогда совета профильного министра не послушало.

Коррупционный май

Учитывая, что контракт с Балчуном истекает 5 июня, вполне понятной стала "война компроматов" вспыхнувшая в мае.

 На главу "Укрзалізниці" с разных сторон посыпались обвинения в коррупционных действиях.

Министр инфраструктуры Украины выразил надежду что на Войцеха Балчуна заведут уголовное дело по факту нарушений при закупке литья китайского производства.

Одновременно с шефом заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк обвинил руководство предприятия в невыплате кредита ПАО "Проминвестбанк", срок действия кредитных договоров с которым на общую сумму в 200 миллионов долларов США истек еще в 2014-2015 годах и был заключен предшественниками Балчуна. Тем не менее именно последний по мнению замминистра, игнорируя прямые указания министерства инфраструктуры Украины решить данный вопрос, может стать виновным в нанесении "Укрзалізниці" прямого ущерба в размере 1,6 млрд. грн.

 

Гордость Войцеха Балчуна – обновление подвижного состава "Укрзалізниці" также оказалось под вопросом: назначенный в апреле тендер на поставку 2465 грузовых полувагонов был приостановлен из-за жалобы одного из участников – компании ООО "МАКСМЕД ИНТЕРНЭШНЛ".

Более того, Главное управление национальной полиции Украины заявило об открытии уголовного производства по факту растраты предприятием 185 миллионов гривен в ходе будущего тендера. По мнению следователей цена на закупаемые полувагоны была необоснованно завышена без согласования с экспертной комиссией при предприятии.

Наконец, против руководителя железнодорожного монополиста выступил и бизнес: предприятие, уже повысившее свои тарифы на грузоперевозки в 2016 году на 15%, планирует в июне нарастить тарифы еще на 22,5%.

Все же, что могут эксперты поставить в плюс Балчуну - это прибыль в 300 миллионов гривен, которая правда по признанию самого руководителя "Укрзалізниці", согласно международным нормам учета является убытком в 7,3 млрд. грн., что в 2,3 раза меньше чем было в 2015 году, а также открытие ряда направлений железнодорожного сообщения.

 

"Укрзалізниця" для "Народного фронта"?

Впрочем, скорее всего причиной для столь настоятельного требования не продлевать договор с Балчуном лежит не в плоскости экономики, а в плоскости политики.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, сразу же не сработавшийся с зарубежным топ-менеджером, получил свой пост в Кабмине по квоте политической партии "Народный фронт", переживающей не лучшие времена, отражением чего стал тот факт, что даже в собственном ведомстве интересы "фронтовика" не сильно то учитывались.

Так, во время перепалки с Войцехом Балчуном на заседании Кабинета министров Владимир Омелян намекнул на близкие отношения зарубежного топ-менеджера с некоторыми украинскими политиками и политическими силами, причем в одной связке с коррупцией на "Укрзалізниці".

 "У меня вопрос, как работается с господином Михальчуком? Насколько хорошо поддерживает господин Дубневич? Потеря 1 млрд гривен от коррупционных действий в 2016 году — это откуда?" — спросил министр.

Следует пояснить, что Сергей Михальчук является членом правления "Укрзалізниці", а Ярослав Дубневич – народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко является председателем парламентского комитета по вопросам транспорта.

В свете подобных намеков можно истолковать подчинение "Укрзалізниці" Кабинету министров еще и как стремление подчинить столь важный финансовый ресурс за президентской партией, что и вызвало столь бурную реакцию со стороны министра - "фронтовика".

Впрочем, партия "Народный фронт" в январе промолчала и конфликт продолжения не получил. Но судя по синхронности новых майских обвинений в коррупции со стороны министра и его подчиненных, стартовавших 25 мая и последовавшего 26 мая заявления председателя фракции "Народный фронт" Максима Бурбака о необходимости увольнения Войцеха Балчуна, единая позиция по вопросу "Укрзалізниці" у однопартийцев была все-таки сформирована.

Как следствие, теперь вопрос продления или непродления договора с Балчуном будет зависеть скорее от политической конъюнктуры. Если в БПП решат, что выгоднее оставить контроль над предприятием себе и допустить еще одну трещину в отношениях с партнером по коалиции, то иностранный топ-менеджер останется, в противном случае он будет принесен на алтарь сохранения пусть хрупкого, но все-таки согласия в коалиции. 

Отчет решит, а может быть прокуратура?

Между тем, когда 5 июня наступило, однозначного ответа на вопрос "остается ли Балчун?" никто не услышал. Только спустя 3 дня на брифинге в Харькове премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что решение о целесообразности продления контракта с главой ПАО "Укрзалізниці" будет приниматься по результатам его отчета о работе за год.

"Он абсолютно публично отчитается. Мы оценим его работу и затем примем решение, продолжаем с ним контракт или нет. Это зависит не от меня или кого-то другого - это зависит от качества работы, которая была проведена за год "Укрзализницей"", - сказал премьер-министр.

И вот 13 июня, следователи Генеральной прокуратуры Украины пришли с обыском в главное помещение ПАО "Укрзалізниці" в связи с расследованием уголовного дела по статье 364 УК Украины "Злоупотребление властью или служебным положением".

Как пояснил заместитель начальника отдела процессуального руководства Генпрокуратуры Украины Александр Цилюрик, речь идет о растрате материальных ценностей на сумму около 12 миллионов гривен и подозрение об этом уже вручено заместителю начальника локомотивного департамента "Укрзалізниці".

Похоже, теперь решать останется ли Балчун в кресле главы предприятия станет еще и Генпрокурора, если в ходе расследования будет доказана его связь с данной растратой. Но в любом случае репутация иностранного специалиста получила очередной удар и очень "вовремя".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться