Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Перевыборы в Верховный совет
Наиболее очевидная, хотя и не самая важная причина для срыва работы парламента – желание добиться перевыборов. Этого хотят почти в полном составе представители "Батьківщини", "Самопомочі", "Оппозиционного блока" и ряд других депутатов. Но даже между теми силами, которые поддерживают идею досрочных выборов, нет единства.
В частности, "Самопоміч" настаивает, чтобы вначале была принята новая избирательная система – чисто пропорциональная с открытыми партийными списками вместо нынешней смешанной, наполовину пропорциональной (с закрытыми списками), наполовину мажоритарной. Однако против этого выступают почти все нынешние мажоритарщики.
Поэтому ни перевыборы с сохранением нынешней избирательной системы, ни вариант перевыборов с переходом на новую систему не имеют поддержки большинства депутатов. И чтобы обеспечить перевес какому-то из этих вариантов, необходимы дополнительные аргументы.
То есть, мотив перевыборов может стать объединительным для большинства депутатов только вместе с какими-то другими мотивами. Такие мотивы действительно имеются, их можно насчитать полдюжины. И по крайней мере некоторые из них могут стать даже более сильными причинами для срыва работы парламента, чем желание перевыборов.
Представления ГПУ на депутатов
В июле парламент дал согласие на привлечение к уголовной ответственности четырех народных депутатов: Олеся Довгого ("Воля народа"), Максима Полякова ("Народный фронт"), Борислава Розенблата ("Блок Петра Порошенко") и Михаила Добкина ("Оппозиционный блок"). В сентябре Генпрокуратура повторно внесет представления на Андрея Лозового (Радикальная партия Олега Ляшко) и Евгения Дейдея ("Народный фронт") и добавит к ним Дениса Дзензерского (тоже "Народный фронт").
Но это еще далеко не весь список. Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) готовит 40 дел против народных депутатов. Об этом сообщил и.о. председателя регламентного комитета парламента Павел Пинзеник. "У меня была информация о том, что около 50 готовых к передаче дел формируется в правоохранительных органах на народных депутатов. Я задал такой вопрос руководителю САП Назару Холодницкому прямо во время одного из заседаний комитета по вопросам регламента, и г-н Назар дословно сказал: "Ну не 50, а 40”", – рассказал Пинзеник.
Желание избежать такого развития событий – достаточно серьезный мотив, чтобы заблокировать работу парламента. Приведет ли это к перевыборам – это будет зависеть от степени упорства ГПУ и САП.
Законопроект об оккупированных территориях
В сентябре ожидается официальное внесение президентом законопроекта "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины". Черновой вариант этого проекта СМИ обнародовали еще в июле, однако секретарь СНБО Александр Турчинов сообщил, что законопроект "будет внесен после обсуждения его с нашими стратегическими партнерами".
У Порошенко была возможность рассказать о нем президенту Европейского Совета Дональду Туску, президенту Европейской Комиссии Жан-Клоду Юнкеру, генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу, госсекретарю США Рексу Тиллерсону, спецпредставителю США Курту Волкеру и министру обороны США Джеймсу Меттису во время их визитов в Киев в июле-августе. Известно также, что Турчинов обсуждал этот проект с послом Японии Шигеки Суми.
Возможно, после этих обсуждений проект будет доработан. Но в любом случае можно ожидать, что он встретит сопротивление в парламенте с двух сторон. Сорвать принятие этого закона могут попытаться, с одной стороны, пророссийские депутаты, с другой – депутаты, выступающие с якобы ультрапатриотических позиций.
В частности, "Самопоміч" настаивает на собственном законопроекте "О временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины". На прошлой сессии депутаты из "Самопомочі" многократно требовали включить этот проект в повестку дня. Если в сентябре будет принят президентский законопроект, то проект "Самопомочі" можно будет выбросить в мусорную корзину. Поэтому партия Андрея Садового заинтересована сорвать принятие президентского проекта. Ради этого она может постараться блокировать работу парламента не только изнутри, но и снаружи, организовав акции протеста под ультрапатриотическими лозунгами.
Реформы Гройсмана и Порошенко
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий уже анонсировал, что он предложит депутатам начать работу на предстоящей сессии парламента с реформы образования. Помимо нее, парламенту предстоит рассмотреть еще две реформы, подготовленные правительством: медицинскую и пенсионную. А также – очередной этап судебной реформы в виде президентского законопроекта №6232, который вносит изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и другие законодательные акты.
"У нас будет осень реформ в целом", – обещает спикер. По его словам, к законопроектам по реформированию здравоохранения и образования ко второму чтению внесены около тысячи поправок к каждому. К законопроекту, предусматривающему судебную реформу, – около 5,5 тыс. поправок.
"Думаю, что в первую неделю не более двух из этих реформ будут рассмотрены", – спрогнозировал Парубий. Он допустил, что некоторые законопроекты могут быть направлены на повторное первое чтение для доработки, но выразил надежду, что по каждой из четырех реформ будет положительный результат.
Однако эти его осторожные прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными. Многие в парламенте заинтересованы в том, чтобы сорвать принятие реформ, подготовленных правительством, просто потому, что эти реформы положил в основу своего пиара премьер Владимир Гройсман. Например, Юлия Тимошенко 27 августа поездила по городам Ровенщины и заявила в Сарнах, что "власть называет реформами стратегию радикального уменьшения украинцев, проживающих на своей земле". В числе самых разрушительных она назвала медицинскую и пенсионную реформы. В Ромнах Тимошенко вновь подчеркнула: "Когда вам будут говорить о "реформах", то знайте, что они являются стратегией ликвидации украинской нации".
Аналогичным образом законопроект №6232 о судебной реформе будет торпедироваться просто потому, что он – президентский. И если будет не хватать голосов, чтобы все эти проекты завалить, то можно ожидать блокирования парламента – как изнутри, так и снаружи.
Бюджет-2018
Первый вице-премьер Степан Кубив, возглавляющий Министерство экономического развития и торговли, уже объявил, что правительство намерено презентовать проект госбюджета на 2018 год вовремя – то есть 15 сентября, как положено по Бюджетному кодексу. И эта дата будет еще одной "красной тряпкой" для всех парламентских оппозиционеров.
Попытки завалить бюджет будут предприниматься и на этапе первого чтения, и при голосовании во втором чтении и в целом. Не исключено, что представители всевозможных оппозиционных сил постараются сорвать принятие бюджета-2018 только ради того, чтобы доказать недееспособность парламента и необходимость перевыборов.
Транш кредита МВФ
Украина надеется до конца текущего года получить от МВФ $3 млрд. Иначе возникнут риски для стабильности гривны, поскольку в ближайшие месяцы необходимо будет погашать ранее взятые кредиты и размещенные евробонды. В частности, необходимо выплачивать старые долги МВФ (еще по программе stand by). 3 августа НБУ перечислил МВФ $450 млн, следующий платеж предстоит в ноябре.
В целом же до конца 2019 г. Украина должна выплатить внешним кредиторам около $13 млрд. Без помощи МВФ тут явно не обойтись. Но для этого нужно выполнить взятые на себя обязательства, в том числе и по реформам.
МВФ и так уже пошел на целый ряд уступок правительству, включая отсрочку земельной реформы. Поэтому новых поблажек наверняка не будет. Сейчас МВФ считает критически важной пенсионную реформу. Если она будет провалена, то МВФ перенесет $3 млрд на следующий год, и чтобы их получить, придется делать еще и земельную реформу.
Поэтому все желающие усложнить работу Кабмину и Нацбанку будут срывать работу парламента, чтобы тем самым сорвать принятие законов, необходимых для продолжения сотрудничества с МВФ. И тогда финансовые проблемы Украины будут нарастать, словно снежный ком.
"План Маршалла" для Украины
В феврале этого года, выступая в Брюсселе на конференции высокого уровня "Поощрение и направление: Перезагрузка украинских реформ", Гройсман призвал зарубежных партнеров сформировать "План Маршалла" для трансформации Украины, подобный плану, по которому США помогали восстанавливать экономику Западной Европы после второй мировой войны.
Такой план для Украины вроде бы готовили Европейский Союз и доноры еще в 2014 г. В феврале 2015 г. планировалась большая донорская конференция, но она не состоялась, а сама идея была отложена в долгий ящик.
Однако в нынешнем году эту идею извлекли из небытия и начали реализовывать. В конце марта конгресс Европейской народной партии (это самая влиятельная партия в Европарламенте), проходивший на Мальте, принял резолюцию, в которой призвал страны ЕС разработать долгосрочный план поддержки Украины.
В июне стало известно, что такой план уже разработали литовские политики вместе с украинскими коллегами. Он предусматривает выделение на поддержку реформ в Украине 5 млрд евро ежегодно. На днях глава представительства Украины при ЕС Николай Точицкий сообщил, что у этого проекта есть перспективы. "Была презентация этого плана в европейских институциях, и Европейская Комиссия достаточно серьезно к нему отнеслась", – заявил Точицкий. Он спрогнозировал, что судьба проекта прояснится "через месяц-полтора".
Политическое решение по этому вопросу может быть принято 24 ноября на пятом саммите "Восточного партнерства", который пройдет в Брюсселе. Такие саммиты проводятся раз в два года, начиная с 2009 г. Предыдущий (четвертый) состоялся в мае 2015 г. в Риге, первые три проходили в Праге, Варшаве и Вильнюсе. Тот факт, что пятый саммит будет проходить в Брюсселе, повышает вероятность того, что на нем будут приняты существенные для Украины решения, включая и одобрение "Плана Маршалла".
Ежегодные 5 млрд евро – это не кредит, а безвозмездная помощь. Естественно, эти деньги можно будет тратить только по прямому назначению в соответствии с планом. За этим будут зорко следить "надсмотрщики-распорядители" из ЕС, которые появятся в украинских министерствах и ведомствах.
Маховик бюрократической машины ЕС очень тяжело запустить, но, когда он уже работает, его столь же тяжело остановить. Гарантированный способ испортить результаты брюссельского саммита – это, конечно же, продемонстрировать политический кризис в Украине. Возможно, некоторые украинские политики прямо заявят, что нужно сначала сменить в Украине власть и только после этого Украина станет достойна помощи от ЕС.
На кону стоит очень многое. Если Порошенко и Гройсман привезут из Брюсселя "План Маршалла" или хотя бы его обещание, их рейтинги пойдут вверх. И тогда шансы сменить власть на следующих выборах (внеочередных или же очередных) резко снизятся. Поэтому предстоящая осень действительно будет решающей во многих отношениях.
Новости партнеров
Новости