Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Комментарии" начинают серию публикаций о тех, кто в реальности управляет украинскими регионами, кому на самом деле подвластна вся местная вертикаль, и от кого зависит судьба того или иного губернатора либо мэра. Первый материал из данного цикла посвящен современной Винничине, где начинали свой путь в большую политику и Петр Порошенко, и Владимир Гройсман.
Безусловно, президент и премьер – фигуры общенационального масштаба, официально уполномоченные делить между собой всю ветвь исполнительной власти Украины и иметь основополагающее влияние на органы местного самоуправления во всех без исключения регионах страны. Однако Винницкая область занимает для Порошенко с Гройсманом особое место – они оба любят здесь бывать по поводу и без, а также хорошо осведомлены даже о мельчайших местных подробностях. И все потому, что и Петр Алексеевич, и Владимир Борисович давно и всерьез рассматривают родной край в качестве собственной вотчины, из которой, между прочим, забрали в Киев массу ценных кадров, сформировав в столице отдельный "винницкий клан". Но от этого контроль с печерских холмов над любыми процессами в регионе стал еще более тотальным, не терпящим даже минимальной альтернативы. Единственное, чем характеризуется установленная здесь абсолютная монополия Порошенко и Гройсмана, так это тем, что сфера влияния первого охватывает всю область целиком, а второго сконцентрирована только в отдельно взятом городе Винница.
Петр Порошенко
Ключевым серым кардиналом Винничины Порошенко стал еще в 1990-е, когда лишь начинал свою предпринимательскую и политическую карьеру. После избрания в 2014-м президентом Украины, он полностью зачистил местный политикум и госаппарат от различных конкурентов. Правда, действующий винницкий губернатор Валерий Коровий обязан своим возвышением не только Порошенко, но и Гройсману, у которого с 2011 года был замом в мэрии Винницы. Но до этого Коровий более 10-ти лет являлся бессменным вице-губернатором, годами обеспечивающим порошенковские политические и бизнес-интересы в местной власти.
Его предшественник в кресле главы ОГА, а ныне председатель облсовета Анатолий Олийнык также относиться к личной квоте Порошенко. Более того, именно президент дал ему второй шанс проявить себя в новой должности после громкого скандала декабря 2014 года, когда активисты Евромайдана штурмовали ОГА с личными претензиями к Олийныку. И он с поставленной задачей пока вполне справляется, сформировав вокруг Блока Петра Порошенко устойчивое облсоветовское большинство. Уникальное для страны единоначалие наблюдается и в случае с текущими представителями Винничины в Верховной Раде – избранные в области мажоритарщики все, как один, входят в одну парламентскую фракцию БПП, чем установлен настоящий рекорд среди других областей. Ну а любимый прошенковский округ № 12 с центром в Виннице достался по наследству его сыну – Алексею Порошенко.
Символом винницкого бизнеса президента, безусловно, является Винницкая кондитерская фабрика корпорации "Рошен". Но основные местные активы семьи, которыми формально управляет отец главы государства Алексей Порошенко, сконцентрированы в одной из ведущих вертикально-интегрированных агропромышленных компаний Украины — "Укрпроминвест-Агро". В ее структуру входят несколько сахарных заводов в области, ОАО "Винницкий комбинат хлебопродуктов №2" и целый ряд аграрных предприятий, занимающихся выращиванием сахарной свеклы, пшеницы и кукурузы.
Владимир Гройсман
Хотя в самом областном центре полноценным царьком является как раз Гройсман. Под его опекунским крылом остается и мэр города Сергей Моргунов (в бытность самого премьера винницким городским головой в 2006 — 2014 годах тот являлся секретарем горсовета, а после отъезда шефа в Киев стал исполнять мэрские обязанности), и вся мэрия, и горсоветовское большинство, созданное, кстати, отдельной гройсмановской партией – "Винницкой европейской стратегией". Впрочем, на местных выборах-2015 "стратегам" удалось получить только 20 мест из 54-х, поэтому пришлось привлекать в коалицию 10 депутатских штыков союзной БПП. Но никаких публичных конфликтов между союзниками не происходит, ограничиваясь лишь кулуарными трениями при "решении вопросов".
Для этого у Гройсмана есть не только свой личный канал коммуникаций с главой области Коровием, но и присутствие на вице-губернаторских постах таких давних премьерских креатур, как, например, нынешние замглавы ОГА Василий Броварник и Игорь Ивасюк. Ну а то, что не может охватить на малой родине сам Гройсман, ему помогают решать члены его команды, которых он перевез с собой из Винницы в столицу – вице-премьер Владимир Кистион, министр соцполитики Андрей Рева, и. о. министра аграрной политики Максим Мартынюк, и. о. главы Госфинслужбы Мирослав Продан и другие.
Что же касается местных гройсмановских бизнес-активов, то они преимущественно связаны с торговлей. Еще в 1990-е премьерский отец Борис Гройсман основал фирму "Юность", которая стала распоряжаться одноименным рынком в Виннице. Сейчас на его территории расположен крупнейший в городе торгово-развлекательный центр "Магигранд" под управлением жены главы Кабмина Елены Гройсман. Также в семейном хозяйстве – сеть винницких магазинов "Гранд" и, как поговаривают местные, заводы по производству асфальта и цемента.
Александр Домбровский
Действующий нардеп от БПП Александр Домбровский является главным и многолетним советчиком Порошенко по ориентированию на винницкой местности, и эта ипостась сделала из него вполне самостоятельного серого кардинала региона, правда, вынужденного всегда оглядываться на своего патрона. С одной стороны, Добровский, будучи с 2002-го мэром Винницы, а в 2005 – 2010 гг. – руководителем Винницкой ОГА, продвигал в обязательном порядке любые порошенковские интересы, но с другой – сам за это время обзавелся крепкими связями на месте, которые обеспечивали ему не только почет и уважение нескольких поколений местного чиновничества.
То есть, на Винничине даже есть некое правило: не можешь достучаться до Порошенко, попробуй решить свою проблему с Домбровским. И такой подход обычно срабатывал, срабатывает и, скорее всего, будет срабатывать и дальше. Ведь он не только входит в ближайшее президентское окружение и считается своеобразным учителем Гройсмана, из-под его патроната вышли и губернатор Коровий, и глава облсовета Олийнык, и множество других винницких власть имущих.
Между прочим, в промежутке между комсомольским прошлым и мэрско-губернаторским будущим Домбровский официально был бизнесменом, занимающимся многопрофильной торговлей: от продуктов питания и табачных изделий до офисной техники и программного обеспечения. После переквалификации в госчиновники его хорошая бизнес-хватка никуда не исчезла, просто полностью ушла в тень. В результате с фамилией Домбровского стали связывать возведение в Виннице объектов жилой недвижимости и различных торговых центров, а в области – несколько предприятий, связанных с АПК.
Анатолий Матвиенко
Своеобразным альтернативным региональным центром выступает еще один политик, вращающий также в орбите нынешнего украинского президента – замглавы парламентской фракции БПП Анатолий Матвиенко. Многим он недавно запомнился своей е-декларацией, в которой указано наличие у него собственного храма в Винницкой области. Или тем фактом, что его племянником является еще один непоследний нардеп из БПП Сергей Березенко. Впрочем, влияние Матвиенко в регионе стартовало еще задолго до наступления тут порошенковской эпохи, ведь он был главным комсомольцем Советской Украины, и к нему тянулись все комсомольские карьеристы, в том числе и с родной ему Винничины (например, среди них выделялся вышеупомянутый Домбровский, когда был первым секретарем Винницкого горкома ЛКСМУ).
Ну а вторым хорошим знакомством с областью стало губернаторство Матвиенко во время первого срока президентства Леонида Кучмы – он возглавлял Винницкую ОГА в 1996 – 1998 годах и считается даже отцом-основателем всего "винницкого клана" в украинском политикуме. Причем нынешнее его пребывание в окружении Порошенко нельзя считать константой, тем более что Матвиенко даже был вторым номером в команде главного президентского конкурента на выборах-2019 — Юлии Тимошенко (в 2002-м он избрался в парламент под № 2 списка БЮТ).
Примечательно, что в отличие от абсолютного большинства бывших комсомольцев, после распада СССР внезапно ставших успешными предпринимателями, в официальной биографии Матвиенко никогда не значилось занятие бизнесом — исключительно политическая и общественная деятельность. Впрочем, народная молва связывает его со становлением спиртового бизнеса именно на Винничине, всегда славившейся своими лидерскими позициями в стране по части производства "огненной воды" в любом ее виде.
Людмила Щербаковская
Еще одной потенциальной альтернативой винницкой монополии Порошенко – Гройсмана является лидер облорганизации партии "Батьківщина" Людмила Щербаковская, но не сейчас, а в будущем. Хотя уже на данный момент своей гиперактивностью она попила много крови не только у местных ставленников президента и премьера, но и у них самих. В преддверии местных выборов 2015 года Щербаковская добилась-таки отставки губернатора Олийныка, рассказывала, как ей лично угрожал Порошенко, а на Гройсмана даже написала заявление в Генпрокуратуру о том, как тот якобы "возил на Евромайдан титушек из Винницы".
Однако после проигрыша во втором туре на мэрских выборах Моргунову решила с противниками замириться, став первым заместителем главы облсовета, имея в своем распоряжении вторую по численности областную фракцию. Но винницкая предводительница "Батьківщини" продолжала очень мозолить глаза и Олийныку, и Коровию, и их киевским покровителям, посему в мае 2017-го Щербаковская была разжалована до статуса рядового депутата облсовета, при этом произошло все по инициативе "оппоблоковца" Юрия Яремчука, близкого к нынешней ОГА. Тем не менее, зная на каком хорошем счету она нынче пребывает лично у Тимошенко, многие представители местной элиты уже не стесняются открыто наводить прочные мосты с амбициозной Щербаковской.
Касательно активов политика, то в ее е-декларации, поданной в то время, когда Щербаковская была первым замглавы облсовета, указаны две квартиры – в Виннице и Одессе (ее недавно она продала), земельный участок в Жмеринке и наличными 111 тыс. грн. и $11 тыс. Никаких тебе не то что ценных бумаг, корпоративных прав и бенефициарных отношений с юрлицами, но даже транспортных средств. Впрочем, как известно, все это – дело наживное.
Новости партнеров
Новости