Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Руслан Стефанчук, который является представителем
президента Владимира Зеленского в Верховной Раде, не исключил появления в
Украине двухпалатного парламента. Одни эксперты считают это давно назревшим
шагом, другие предупреждают, что это – опасный путь.
На референдуме 16 апреля 2000 года
более 80% избирателей поддержали все четыре вопроса, вынесенные на всенародное
обсуждение:
- о праве президента досрочно
прекращать полномочия парламента в случае, если в течение месяца депутаты не
смогли сформировать большинство или в течение трех месяцев Верховная Рада не
утвердила проект госбюджета;
— об ограничении депутатского иммунитета;
— о сокращении количества депутатов парламента с 450 до 300;
— о необходимости формирования двухпалатного парламента.
Однако ВР тогда не одобрила
подписанные и направленные в парламент президентом Леонидом Кучмой
законопроекты, разработанные созданной им комиссией и касающиеся имплементации
решений всеукраинского референдума.
Сейчас со старой идеи смахнула пыль
команда президента Украины Владимира Зеленского.
В недавнем интервью представитель
президента Владимира Зеленского в ВР Руслан Стефанчук заявил, что не исключено
введение в Украине двухпалатного парламента. По его словам, смешанная система
выборов (партийные списки + мажоритарка) в Украине себя не оправдала.
"Любой микс не дает желаемого
результата. Есть два пути: или нарезание волостей с надсмотрщиками – тогда это
мажоритарка. Или путь политического структурирования общества – тогда это
пропорционалка", – заявил Стефанчук. И высказал мысль, что эту проблему можно
решить путем введения двухпалатного парламента. При этом напомнил, что такое
решение было поддержано на референдуме-2000.
Он также поддержал высказанную тогда
на референдуме мысль о сокращении количества депутатов. И в очередной раз сослался
на то, что на момент обретения независимости в Украине насчитывалось население
в 52 млн человек. И это оправдывало количество парламентариев в 450 человек. Но
сейчас, по разным подсчетам, в Украине население 35-40 млн человек.
Соответственно, нужно сокращать число нардепов. Именно поэтому в команде
Зеленского продвигают идею переписи населения.
При этом Стефанчук подчеркнул, что не
говорит о конкретной концепции двухпалатного парламента или о том, что это
будет сделано в ближайшее время. Он также не дал четкого ответа на то, будет
мажоритарной (представительство регионов) верхняя палата или нижняя. Пока речь
о том, что "надо провести парламентскую реформу, регламент, навести порядок с
количеством и функциями комитетов и министерств и т.д.", да и в целом провести "функциональный
аудит государства".
Директор Института стратегических
исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев считает, что именно двухпалатный
парламент, в котором верхняя палата была бы палатой общин, способен "сшить"
Украину.
По словам Ермолаева, он уже три
десятка лет является разработчиком ряда версий переобустройства политической
системы. "Всё сводится к одному: будут ли представлены местные громады
самоуправления в центральной власти? Будут ли они участником формирования и
распоряжения национальным бюджетом? Кульминация – это референдум 2000 года, где
украинцы поддержали, в свое время, идею двухпалатного парламента, где верхняя
палата должна быть палатой, представляющей интересы самоуправления и регионов,
– напоминает эксперт. – Сейчас – то время, когда для того, чтобы "сшить"
страну, нужно вовлечь не только политические партии, но и избирателей с
регионов, региональные элиты к управлению центром. Двухпалатный парламент, в
котором верхняя палата была бы палатой громад – это та модель, которая как раз
сошьет страну, потому что верхняя палата это и есть национальный диалог. На
межрегиональном уровне".
Сейчас же, по мнению Ермолаева, мы
имеем дело с одой стороны с корпоративными списками, "которые формируются на
колене, по штабам", с другой – с богатыми мажоритарщиками, "помещиками, которые
где подкупом, где пиаром обеспечивают себе поддержку в своей вотчине". В итоге
– власть фактически не меняется.
Говоря о необходимости реформы
политсистемы и деолигархизации, Ермолаев подчеркивает, что номинальной
двухпалатности будут мало.
"Для того чтобы политик достиг права
представлять самоуправление и свой регион в верхней палате, он должен получить
не прямой мандат, с помощью гречки, а так называемый делегированный мандат, от
местного самоуправления, с правом отзыва", – поясняет эксперт.
Нижняя палата, по мнению Ермолаева,
должна представлять собой палату партий, в которой сохраняется коалиционная
традиция, а если повезет, то будет еще и политическая ответственность.
Политолог Кирилл Молчанов, в
комментируя для "Комментариев" "двухпалатные
размышления" Стефанчука, отмечает: "Двухпалатный парламент сам по себе это и не
хорошо и не плохо. Обычно он бывает или в федеративных государствах или в очень
децентрализированных, дабы отдельная палата представляла регионы. Но у нас
мажоритарщики и так выполняют эту функцию в Раде".
Если же посмотреть на качество работы
ВР, то можно смело утверждать: в случае прибавления еще одной палаты, парламент
окончательно "забуксует", уверен Молчанов. "Складывается ощущение, что команда
Зеленского просто отвлекает фокус общественного внимания от насущных проблем
(тарифы, Донбасс, внешние долги и т.д.) какими-то сугубо теоретическими
вопросами, которые точно не в топе по актуальности", – размышляет эксперт.
Вице-президент Всемирного
юридического альянса, старший партнер в Адвокатской компании "Кравец и Партнеры"
Ростислав Кравец называет главной целью двухпалатного парламента консервативный
подход к изменениям законодательства. Чтобы те не происходили хаотично,
необдуманно, с подтекстом бизнес-интересов. Работать в таком режиме должны
профессионалы своего дела.
"Учитывая, что украинский
парламентаризм как таковой, к сожалению, не существует уже лет пятнадцать,
подобная идея в нынешних отечественных реалиях – преждевременна, – поясняет
Кравец. – Палата, сформированная партиями, зачастую является не избирательной,
а назначаемой органами госвласти. И именно за ней остается последнее слово –
принять закон или нет. При этом всё обсуждение законопроектов, внесение
поправок происходят в палате, которая формируется из представителей регионов (в
какой-то мере – наша мажоритарка). Если запустить двухпалатную систему сейчас,
мы получим в палате общин не профессионалов, а популистов, не имеющих
достаточного образования (в том числе касательно знания законов) для понимания
государственного устройства".
Двухпалатный парламент – это
в какой-то мере высшая стадия парламентаризма, уверен эксперт. А так как у нас
парламентаризм превратился, благодаря "кнопкодавам", в "игру на пианино", то
говорить о двухпалатном парламенте можно начинать лишь после искоренения этого
порочного явления.
"С моей точки зрения, за "кнопкодавство"
нужно не просто лишать мандата, но и вводить уголовную ответственность, – продолжает
Кравец. – Наказывать за прогулы. За невыполненные предвыборные обещания. И вот
когда мы воспитаем парламентскую ответственность, когда отсеется махровый
непрофессионализм, а в ВР начнут приходить люди, способные заниматься
законотворческой деятельностью во благо страны, а не ради бизнес-интересов
(своих или своих кукловодов), тогда есть смысл говорить о переформатировании
Рады. Но для этого, как мне кажется, нам придется пережить еще, как минимум,
два созыва".
Кстати, Стефанчук уверяет, что в ближайшее время президент Зеленский внесет в Раду законопроект об уголовной ответственности за неперсональное голосование. А парамедик волонтерской организации ASAP Rescue Юлия Паевская ("Тайра"), поддержавшая партию "Голос" Святослава Вакарчука, считает, что нужно ввести уголовную ответственность и за невыполнение предвыборных обещаний – и для депутатов всех уровней, и для президента.
Ряд экспертов называет среди
подводных камней двухпалатного парламента угрозу федерализации.
"Двухпалатный парламент характерный
для стран с федеративным устройством. И это лично у меня вызывает определенный
диссонанс, – признался "Комментариям" сопредседатель Общественной инициативы "Права
Справа", историк, юрист Дмитрий Снегирев. – Если принимать к сведению всё более
просматривающийся у новой власти курс на реализацию минских договоренностей в
политической части, то мы явно делаем шаг к федерализации, а то и конфедерализации
Украины. Как гражданин Украины, который видит свою страну унитарной и
неделимой, я не приветствую таких вещей".
В то же время, Снегирев отмечает:
нужно понять, что именно предлагает команда Зеленского, говоря о двухпалатном
парламенте. Должно быть четкое видение, понятная "дорожная карта".
"Пока всё выглядит как зондирование
настроений в обществе. Точно так делали ранее с идеей о референдуме касательно
мирного договора с Россией. Точно так пытаются "прощупать настроение" теми или
иными заявлениями в стиле "надо прекратить стрелять" и неоднозначными кадровыми
решениями. Это очень опасная тактика, – считает сопредседатель ОИ "Права Справа".
– Видно, что новая власть пытается для себя уяснить – где те самые "красные
линии", заходить за которые нельзя. И есть ли они вообще. Но нельзя же каждую
неделю (а то и каждый день) вбрасывать в информационное пространство подобные
раздражители. Это – свидетельство непрофессионализма. Если чего не хуже…"
Угрозу федерализации усматривает в предложении о двухпалатном парламенте и директор Международного института демократий Сергей Таран.
В ответ на его острый пост Стефанчук
напомнил, что двухпалатный парламент существует в унитарных странах с развитой
децентрализацией, таких как: Польша, Франция, Хорватия, Чехия.
"Кроме того, мы просто рассматриваем
это как вариант, который был поддержан всеукраинским референдумом, а не как уже
свершившийся факт. Однако все это возможно только с пропорциональным
сокращением количества народных депутатов, согласно результатам переписи
населения", – подчеркивает представитель президента в ВР.
И всё же большинство экспертов
критично настроены к подобным идеям, продуцируемым командой Зеленского.
Политический обозреватель Алексей Минаков кроме угрозы федерализации, которую несет двухпалатный парламент, видит опасность в том, что решения в таком органе не смогут приниматься быстро – нужно будет несколько этапов. "А такая слабость – плохая и не выгодна в условиях войны, – поясняет он. – Наконец, идея двухпалатного парламента, которая заключается в системе сдержек и противовесов (одна палата балансирует другую), станет более актуальной и уместной, когда состоится законодательная институализация всего и всех. Без функционирования нормальных институтов это приведет лишь к дополнительному политическому хаосу".
Даже ранее лояльный к команде Владимира Зеленского политолог Юрий Романенко раскритиковал озвученную Стефанчуком идею, призывая "не усложнять и без того не работающий представительский институт". По его словам, "разговоры о том, что мажоритарка плоха тем более комичны на фоне, когда "Слуга народа" провёл получасовой съезд на котором все были со всем согласны, а потом начали выбрасывать из списков токсичных персонажей". "То есть, вы такую убогую партийную демократию пытаетесь нам продать, когда она у вас у самих толком не работает?" – вопрошает Романенко.
Бывший глава Комитета избирателей
Украины, президент аналитического центра "Политика" Игорь Попов считает, что
команда президента продолжает зондировать реакцию общества, политиков и
иностранных центров по своему плану "Минск-3".
"Намек на двухпалатный парламент – еще один засвеченный пазл. Только специалисты понимают, что двухпалатный парламент вводят в федеративных государствах, – отмечает Попов. – Ждем, наконец, комплексную "дорожную карту" К выборам. И там могут появиться снятия блокады, прекращение огня, амнистия, местная милиция, особый статус и выборы в двухпалатный парламент… Новое качество политики – это представить правдивые сценарии гражданам и открыто их обсуждать на публичных дебатах".
Новости партнеров
Новости