Возрождение из пепла: способны ли экс-регионалы взять реванш на парламентских выборах

Несмотря на то, что Партия регионов юридически давно прекратила существование, у политсилы остались люди, электорат и влияние, что продолжает оказывать влияние на ситуацию в Украине.

Собственно, убедительная победа на президентских выборах Владимира Зеленского во многом связывалась с его поддержкой со стороны протестного электората, костяк которого составляли сторонники ПР и потому неудивительно, что оппоненты нового президента заявили о некоем "реванше". Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий даже пригрозил, в ответ на реплику нардепа от "Оппозиционного блока" Александра Долженкова об отмене декоммунизации и закона об украинском языке, новым Майданом как реакцией народа на "реванш" старой власти.

Возрождение Партии регионов: четыре партии

Евромайдан 2014 года и последующая оккупация Крыма РФ нанесли сокрушительный удар по репутации и влиянию Партии регионов, которую начали массово покидать ее члены. К лету, по сообщениям СМИ, из 1,5 млн членов ПР потеряла около 1 млн партийцев.

После того, как в мае 2014 года на президентских выборах кандидат от ПР Михаил Добкин набрал только 3,03% голосов избирателей, надежды на парламентские выборы того же года рухнули. В политсиле даже заявили, что Партия регионов не будет участвовать в выборах в ВР, однако на практике это значило лишь то, что оставшиеся верные регионалы пошли по спискам сформированного тогда же "Оппозиционного блока" – объединения шести партий.

В сравнении с предыдущими результатами ПР результат "Оппоблока" оказался достаточно скромным – 9,43% голосов избирателей по Украине, что с двумя "мажоритарщиками" дало им 29 депутатских мандатов. Тем не менее, это был четвертый результат в стране. В момент начала работы нового созыва Верховной Рады 27 ноября о своем вступлении во фракцию "Оппозиционного блока" заявили 40 народных избранников.

Многие экс-регионалы также не оставили политической деятельности и штурмовали в 2014 году Верховную Раду в составе других политсил, за что те подвергались серьезной критике. Больше всего досталось президентскому на тот момент Блоку Петра Порошенко – в его рядах позднее активисты насчитали 17 народных депутатов экс-регионалов или каждого восьмого члена парламентской фракции.

Другим пристанищем для экс-регионалов стала партия "Наш край", сформированная в декабре 2014 года на базе "Блоковой партии" 2011 года. Партийная бело-голубая символика, идеология в виде отстаивания интересов местных общин и даже "региональное" название – все настолько тесно перекликалось с Партией регионов, что засилье в ее рядах бывших регионалов никого не удивляло. Летом 2015 года прошла общенациональная презентация проекта, который так и остался направленным скорее на местные выборы 2015 года, в которых партия достигла немалых успехов – почти каждый третий депутат местных советов, избранных в том году, был выходцем из "Нашего края". Оказались представители "Нашего края" и в Верховной Раде – Антон Киссе и Александр Фельдман – сопредседатели партии и победивший на довыборах 2016 года Сергей Шахов. Впрочем, впоследствии все трое присоединились к другим фракциям и депутатским группам. За самой же партией закрепилась репутация "проекта Банковой", партии созданной президентом Петром Порошенко для "оттягивания" части электората "Оппозиционного блока" за счет региональной риторики.

Еще одним осколком ПР стала политическая партия "Возрождение", созданная в далеком 2004 году бывшим министром транспорта Георгием Кирпой. Из политического небытия она вышла в 2015 году, когда в ВР появилась депутатская группа с одноименным названием, также состоявшая во многом из экс-регионалов. Собственно, ее руководители в лице председателя Виктора Бондаря и члена президиума Виталия Хомутынника не раз побывали народными депутатами прежних созывов именно от Партии регионов. Правда связывали "Возрождение" скорее с Игорем Коломойским и периодически, в случае появления общих интересов – с БПП и "Народным фронтом".

По подсчетам активистов именно в БПП, "Нашем крае" и "Возрождении" к 2015 году сосредоточилось наибольшее число экс-регионалов на уровне кандидатов в депутаты местных советов.


Последним по времени, но не по влиянию, осколком ПР стала партия "За життя" народных депутатов от "Оппозиционного блока" Вадима Рабиновича и Евгения Мураева. Появившаяся на свет под таким названием только в 2016 году, данная политсила стала, пожалуй, наиболее успешным проектом, созданным на базе и с участием кадров ПР. Основная заслуга в этом принадлежит ее формальному председателю, яркому популисту Вадиму Рабиновичу и "серому кардиналу" Виктору Медведчуку. Совместными усилиями им удалось занять место "Оппоблока" в умах электората и получить все шансы сделать то же самое в сессионном зале Верховной Рады следующего созыва.

Возрождение Партии регионов: от угрозы до раскола

Осенью 2018 года в умы украинцев начали активно продвигать мысли об угрозе неминуемого реванша от пророссийских сил, конечно же ПР, в случае неправильного голосования на президентских и парламентских выборах.

Обстановка тому, казалось, соответствовала: члены "Оппоблока" все чаще критиковали власть, в октябре на 3 месяца даже заработал "мертвый" до того сайт Партии регионов, но главное – демонстративно избегавший публичности одиозный Виктор Медведчук неожиданно стал членом Политсовета партии "За життя". В экспертной среде появилась уверенность, что из "За життя" и "Оппоблока" хотят создать "страшилку" для украинского избирателя.

Однако уже ноябрь показал ошибочность таких суждений.

9 ноября сопредседатель "Оппозиционного блока" Юрий Бойко и лидер партии "За життя" Вадим Рабинович объявили об объединении обеих партий в "Оппозиционную платформу – За життя". Однако в самом "Оппоблоке" это оперативно опровергли, а 20 ноября и вовсе исключили политиков из рядов парламентской фракции.

Нельзя сказать, чтобы такое развитие событий стало неожиданностью – с лета активно циркулировала информация о разногласиях в рядах "Оппоблока" из-за партийной кандидатуры на президентских выборах 2019 года. Большие рейтинги и узнаваемость имел Юрий Бойко, но часть партии, ориентировавшаяся на Рината Ахметова, хотела вынести кандидатуру Александра Вилкула. Публичным проявлением этой борьбы и стало заявление Юрия Бойко о союзе с "За життя".

В конце концов, и Бойко и Вилкул приняли участие в выборах президента: первый – от "Оппозиционного блока", а второй от "Оппозиционного блока – Партия мира и развития". Результаты выборов 31 марта убедительно доказали преимущество Юрия Бойко – он стал четвертым по количеству полученных голосов – 2 206 216 (11,67%), против 784 274 голосов (4,15%) или восьмого результата у Вилкула.

Возрождение Партии регионов: реванш начался

Несмотря на то, что новоизбранного президента Украины никогда не связывали с регионалами и ПР, его победу многие оппоненты трактуют именно как реванш старой власти, о чем опосредованно заявил спикер ВР Андрей Парубий.

Зримым доказательством этого стало возвращение в Украину 19 мая одиозного экс-заместителя руководителя Администрации президента времен Виктора Януковича Андрея Портнова. Находясь с 2014 года за пределами Украины, юрист побывал под следствием в Украине и санкциями ЕС, но, в конце концов, претензии к нему были сняты, однако свой возврат экс-чиновник почему-то приурочил к инаугурации Владимира Зеленского.

На следующий день после нее, 21 мая, Портнов уже обратился в Государственное бюро расследований с заявлением о совершении экс-президентом Украины Петром Порошенко ряда преступлений, в том числе государственная измена и государственный переворот, а глава ГБР Роман Труба даже увидел в этом заявлении судебную перспективу.

СМИ и активисты все чаще стали видеть экс-регионалов в рядах "Зе-команды", например, в Киевской области.

Да и бывшие прежде в других политических силах экс-регионалы начали возвращаться под крыло "Оппозиционного блока", который все отчетливее претендует на роль главного центра притяжения для пророссийского или левого электората. Например, в список кандидатов в Верховную Раду на внеочередные парламентские выборы попал экс-регионал Михаил Макаренко – бывший депутат Киевского областного совета от ПР, который в 2014 году перешел в "УДАР" Виталия Кличко.

О своем присоединении к "Оппоблоку" заявила также и Социалистическая партия Украины, лидер которой Илья Кива сложил с себя полномочия председателя и также присоединился к "Оппозиционной платформе – За Жизнь".

Возрождение Партии регионов: чего стоит ожидать

Однако, несмотря на множество позитивных для экс-регионалов маркеров, все-таки говорить о полноценном возрождении ПР и страшном сне ее оппонентов – возврате во власть, по мнению экспертов, не приходится. Причиной тому, как ни странно, сами экс-регионалы.

Прежде всего, в стане ПР по-прежнему стоит раскол, который вместо объединения скорее усиливается. Так, наметившийся в начале июня процесс объединения "Оппозиционного блока" и "Оппозиционной платформы – За життя", о котором Юрий Бойко заявил еще 9 ноября, "благополучно" провалился.

Основной причиной этого, по мнению политолога Владимира Фесенко, стали разногласия вокруг какой политической силы объединяться и, следовательно, кто будет главнее, в частности, возглавит список. Никуда не делись внутренние разногласия среди экс-регионалов, которых представляют две группы – Бойко-Левочкина и поддерживающего их Виктора Медведчука, а также группы Рината Ахметова, причем влияние второй группы уступает.

В конце концов, эти разногласия не позволили сторонам объединиться снова, а в избирательном списке "Оппоблока" отсутствуют люди Рината Ахметова.

Другим фактором, играющим против "Оппозиционного блока", является появление близкой по идеологии и составу партии "Доверяй делам" мэров Харькова Геннадия Кернеса и Одессы Геннадия Труханова. Политсила стала своего рода преемником другой "мэрской" партии "Возрождение". Хотя особых шансов на парламентских выборах партии опросы не дают, оттянуть какие-то голоса они сумеют.

В результате, как пишет глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, не стоит опасаться масштабного "реванша" регионалов. Даже в случае объединения совокупный рейтинг обеих партий составлял около 14-15%, что не позволит сформировать коалицию и правительство чисто арифметически. К тому же, какая-то часть электората неминуемо будет оттянута партией "Слуга народа" за счет симпатий электората лично к Владимиру Зеленскому, которого многие уже поддержали на президентских выборах.

Несколько иначе видит перспективы "Оппозиционной платформы – За життя" другой политический эксперт – Руслан Бортник. Также заявляя о наиболее вероятном результате партии на парламентских выборах в 10-15%, он считает, что этот результат мог бы доходить до 25-30%, если бы политсила провела ребрендинг, предложила "новые лица" и более ясную идеологию, что позволило бы играть более серьезную роль в будущем парламенте. Однако, по его мнению, партия Бойко-Рабиновича-Медведчука все же может стать частью правящей власти.

"Думаю после выборов проект несомненно займет привычную ему нишу оппозиции, а затем ситуация может получить различное развитие. Скорее всего, в будущем парламенте "Слуга народа" если не сможет создать коалицию на основе своей партии, будет блокироваться с "Батькивщиной" или другой идеологически близкой партией. Однако если "Слуга народа" разделится на различные группы и начнется парламентский кризис, что вполне может произойти, в новую или следующую коалицию уже вполне могут позвать "Оппозиционную платформу – За життя", – поделился возможным сценарием событий с изданием "Комментарии" эксперт.

Пока согласно последним данным мониторинга электоральных исследований украинцев, проведенному социологической группой "Рейтинг" 29 мая - 3 июня, в парламент проходят следующие партии:

- "Слуга народа" – 48,2%;
- "Оппозиционная платформа – За життя" – 10,7%;
- "Европейская солидарность" – 7,8%;
- "Батькивщина" – 6,9%;
- "Голос" – 5,6%.

Также близка к преодолению заветных 5% партия "Сила и честь" – 4,3%.