"Зе!мимикрия": как и зачем кандидаты в депутаты прикидываются "слугами народа"
Использовать популярность бренда Владимира Зеленского и его партии с целью запутать избирателей пытаются сотни кандидатов, которые в реальности не имеют к президенту и «Слуге народа» ни малейшего отношения
21 июля в Украине пройдут досрочные парламентские выборы. Избиратели вновь будут голосовать по смешанной системе: одну половину будущих народных депутатов выберут по партийным спискам, вторую – в одномандатных округах. Вопрос о победителе фактически был снят еще до старта избирательной кампании: рейтинг партии Владимира Зеленского "Слуга народа" составляет 40% и точно не опустится ниже первого места. Социологи также утверждают, что мажоритарщики, которые баллотируются от политической силы президента, уже на старте кампании имеют поддержку на уровне 13-15% даже без проведения какой-либо агитации. Достаточно того факта, что они ассоциируются с будущей командой Зеленского в парламенте.
"Мы сейчас видим, что политики начали массово копировать президентские
выборы, в частности копировать кампанию Зеленского", - заявил 5 июля во время
пресс-конференции генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Использовать популярность бренда Владимира Зеленского и его партии чтобы запутать избирателей действительно пытаются сотни кандидатов, которые в реальности не имеют к президенту и "Слуге народа" ни малейшего отношения.
Как это работает
Кандидаты-клоны, которых регистрируют на округах лишь для того, чтобы украсть у конкурента долю процента – уже прошлый век грязных политтехнологий. Новое слово в электоральном мошенничестве - регистрация благотворительных фондов, общественных организаций и частных предприятий с вариацией словосочетания "слуга народа" в названии. Журналисты издания "Зеркало недели" насчитали более 80 мажоритарщиков, которые указали объектом выдвижения подобные структуры. Большинство из этих организаций были зарегистрированы в 2019 году.
Сегодня фейкового "слугу народа" можно найти едва ли не на каждом округе.
К примеру, в Киеве сразу на трех округах (214, 217, 221) от Общественной организации "Слуга народа" (зарегистрированной в марте 2019 года) идут на выборы по одному кандидату. За победу в 74 и 75 округах Запорожской области, а также на 38 округе на Днепропетровщине, будут бороться представители Общественной организации "Слуга для народа" (дата регистрации – май 2019 года). В Полтавской области на 146 округе баллотируется 21-летняя руководительница частного предприятия "Слуга-народа" Татьяна Алексиенко, а одним из ее конкурентов стал директор ЧП "СЛУГА НАРОДА" Виталий Дедюрин. Оба этих "предприятия" были зарегистрированы только в июне.
"В ситуации, когда важен каждый процент, даже полпроцента, которые может на себя оттянуть клон, это может быть решающим. Но сейчас, когда большинство не знает, кто идет, например, от "Слуги народа", то это в основном может повлиять, учитывая, кто будет выше в списке, а кто ниже", - сказала в интервью "Зеркалу недели" директор Фонда "Демократические инициативы" им. И.Кучерива Ирина Бекешкина.
"Слуга народа" из Днепра
Если среди мажоритарщиков провести конкурс на лучший косплей "Слуги народа", то его победителем точно стал бы депутат Днепропетровского областного совета от партии "Укроп" и самовыдвиженец по 27 мажоритарному округу в Днепре Алексей Андрейченко. Он просто начисто скопировал для своей агитационной продукции символику, слоганы, стилистику, цвета и даже шрифты, который использует в агитации партия президента Зеленского. "Твій депутат слуга народу. Олексій Андрійченко. Зробимо їх разом" - эти слова на зеленом фоне прямо сейчас развешаны на 51 бигборде в Днепре.
владеет корпоративными правами на 10 млн. грн. в ТОВ "Корпорация Укральянс". Эта компания специализируется на добыче песка, гравия, глин и коалина, а также оптовой торговле сельскохозяйственной продукцией.
Журналисты называют Андрейченка компаньоном днепровского бизнесмена Вадима Ермолаева. На это указывают и другие факты. В Едином государственном реестре юридических лиц Алексей Андрейченко значится как директор корпорации "Украинская торгово-промышленная группа". В эту корпорацию входит принадлежащий Андрейченку "Укральянс" и целый ряд других компаний, подконтрольных Ермолаеву.
Во владении семьи кандидата Андрейченко 3 квартиры, жилой дом на 951 кв.м., несколько земельных участков, гараж, парковочное место и апартаменты в оккупированном Крыму. В декларации Андрейченко также указано, что он владеет дорогими часами Rolex и BLANCPAIN, целой коллекцией огнестрельного оружия (8 единиц) и вместе с супругой арендует сразу 4 роскошных автомобиля: Bentley Continental, Mercedes-Benz Maybach S400 4matic, Porsche Cayenne, Porsche Panamera. Жена Андрейченко также указана в его декларации в качестве владелицы мотоцикла Harley Davidson и меховой шубы из соболя.
Во время встреч с избирателями Андрейченко сопровождает Михаил Лысенко – заместитель мера Днепра Бориса Филатова. По какой причине и на каких основаниях чиновник городской администрации в рабочее время участвует в агитационных мероприятиях – не ясно. Кроме того, кандидат любит проводить время в неформальной обстановке с Геннадием Корбаном, о чем свидетельствуют их общие фотографии. Как уже упоминалось выше, Андрейченко в областном совете представляет партию "Укроп", руководителем которой в прошлом был именно Корбан. Уже этих фактов достаточно чтобы задуматься о том, чьим слугой на самой деле может являться Андрейченко и зачем пытается наглым обманом украсть голоса партии "Слуга народа" на 27 округе.
К слову, одним из кандидатов в Днепре также зарегистрирован кандидат с именем Андрей Богдан. К руководителю офиса президента Андрею Богдану этот человек не имеет никакого отношения.
Политолог Валентин Гладких уверен, что абсолютное большинство фейковых "слуг народа" идет на выборы не для победы, а чтобы оттянуть голоса у партии президента Владимира Зеленского.
"Они идут на выборы сознательно, чтобы оттянуть голоса у команды Зеленского и повысить шансы победу "старых" кандидатов, которые годами прикармливали свои округа. Чтобы помешать этому настоящие кандидаты от "Слуги народа" должны активнее работать со своими избирателями и доносить им правду. Не думаю, что при помощи такой мимикрии кто-то в реальности рассчитывает выиграть выборы", - говорит Гладких.