Рубрики
МЕНЮ
Екатерина Белоброва
Сегодня, 11 июля, Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс, предполагающий систему голосования по открытым спискам. Народные депутаты поддержали документ лишь с 18-го раза, а его вступление в силу намечено на 2023 год, перед следующими очередными президентскими и парламентскими выборами. Издание "Комментарии" обратилось к политическим экспертам с просьбой дать оценку новому Избирательному кодексу.
Так, по мнению исполнительного директора Центра прикладных политических исследований "Пента" Александра Леонова, принятый парламентом кодекс — не повод впадать в эйфорию. Дескать, идеальных избирательных систем не существует, и в мире есть примеры удачного использования как мажоритарной, так и пропорциональной, а также смешанной систем.
"Украина попробовала уже разные виды. Теперь попробуем еще и голосование по открытым партийным спискам. Я бы не хотел, чтобы мы впадали в эйфорию от принятия нового Избирательного кодекса. Важно, чтобы мы не только меняли правила игры на выборах, но и чтобы происходил рост самосознания украинского избирателя. Чтобы за такие вещи как подкуп, использование админресурса, у нас системно наказывали. Тогда Украина перейдет к более цивилизованным политическим форматам", — говорит Александр Леонов.
Выделяя плюсы Избирательного кодекса, политолог отмечает, что теперь украинцы будут голосовать не просто за партийные списки, но и за конкретных депутатов. Следовательно, проскочить одиозным персонам по спискам будет сложнее, чем раньше.
"Но это не невозможно. Начнется соревнование не только между партиями, но и между кандидатами одной партии. Не хотелось бы, чтобы начались внутрипартийные, "внутривидовые" войны. Очевидно, что те кандидаты, которые имеют более мощный организационный ресурс, будут в выигрышной позиции. Напомню, что пропорционалка у нас превратилась в партийную коррупцию, когда по списку за деньги заводили кого угодно. А мажоритарка дискредитировала себя войнами в округах – с "посеванием" условной гречкой, с "каруселями" и прочими составляющими. И вопросы не столько к системе голосования, сколько к методам, которые применяли (применяют) кандидаты. Хотелось бы, чтобы все ошибки были учтены, и нам не пришлось искать новую волшебную избирательную систему", — рассуждает эксперт.
При этом Леонов подчеркивает, что Украина единственная из всех постсоветских стран (не считая стран Балтии, которые всегда оставались больше Европой, чем СССР) вышла на реальный уровень конкурентных выборов, приблизившись к демократиям западного типа.
Кандидат политических наук, политолог Алексей Якубин, анализируя для издания "Комментарии" принятие парламентом Избирательного кодекса, в первую очередь высказал сомнения касательно правомерности голосования.
"Верховная Рада с весны рассматривала поправки к ИК, которых набралось более 4,5 тысячи. Фактически, Кодекс использовали как фиговый листок, чтобы показать видимость работы парламента, тогда как большая часть депутатов занималась избирательной кампанией. БПП (теперь "Европейская Солидарность") и часть "Народного фронта", как мне кажется, попали в собственную ловушку. Они так много говорили о необходимости принятия ИК, при этом тормозя этот процесс, что когда дело дошло до голосования, буквально вынуждены были давать голоса. Хоть реального желания принимать Кодекс, отменяющий смешанную систему и упраздняющий "мажоритарку", у них явно не было. Достаточно вспомнить и первое голосование, когда поддержку оказали депутаты оппозиционных фракций, и сегодняшнее шоу, когда Парубий 17 раз пытался "продавить" эту тему", — акцентирует внимание Якубин.
По словам политолога, формально Украина переходит к пропорциональной системе с открытыми (региональными) списками. При этом депутаты протолкнули поправку, согласно которой ИК вступит в силу лишь в декабре 2023 года. Были и другие правки, часть которых до сих пор неизвестна.
"Интересный нюанс: все правки сперва были отклонены, а потом их приняли пакетом. Так что окончательно варианта ИК мы до сих пор не знаем. Правки вносились буквально в последний момент. Депутат нашпиговали туда нюансы, связанные с компромиссами между сидящими в парламенте "мажоритарщиками" и "списочниками". Всё говорит о том, что Кодекс принимали с нарушением регламента. И это ставит под вопрос его подписание президентом", — сказал эксперт.
Алексей Якубин напомнил, что Зеленский ранее обещал не будет подписывать документы, принятые парламентом с нарушениями. Теперь же он оказался в сложной ситуации: или нарушать свое слово и подписывать ИК (голосование за который проходило на грани, если не за гранью регламента), или не подписывать – и попадать под шквал критики.
По мнению эксперта, открытым остается вопрос и касательно технической реализации системы с региональными списками.
"Она более сложна в использовании, чем те, к которым мы привыкли. Нужно будет обучать даже членам избиркомов. В целом ключевой вопрос — как отреагирует Офис президента не просто на сам ИК, а на то, как тот был принят", — резюмировал Якубин.
Ранее издание "Комментарии" сообщало, что Верховная Рада поддержала за основу и в целом законопроект о ратификации соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Израилем. После нескольких неудачных попыток, 230 депутатов отдали голоса за законопроект.
Новости партнеров
Новости