Рубрики
МЕНЮ
Сергей Медведев
Политолог Андрей Золотарев и финансовый эксперт Алексей Кущ высказали мнение изданию "Комментарии", что навести порядок на таможне, за которую сейчас взялся президент Владимир Зеленский (заставил и.о. главы Государственной фискальной службы Александра Власова уйти в отставку после того, как тот "псевдоуволил" руководителей таможен в четырех областях – Волынской, Закарпатской, Львовской и Черновицкой, чего требовал глава государства), с наскока не получится. Но делать это, безусловно, надо.
"Скорее всего, Зеленскому положили на стол цифры, подтверждающие фантастическую коррупции на украинской таможне. По самым скромным подсчетам, мимо бюджета идет почти 200 млрд грн в год, — отмечает Андрей Золотарев. — Фантастическая сумма, равняющаяся двум бюджетам Минобороны. Речь о "левом товаре", "обилечивании" и прочем. Кроме того, Украина превратилась в главного поставщика контрабандного табака в Европу. Только в Великобританию его идет примерно на 600 млн фунтов стерлингов в год, причем треть средств возвращается "кэшем" в Украину. Само собой, не в бюджет.
В результате коррупции на границе, у нас жируют таможня, СБУ, местные власти (особенно на Западе и в Одессе). Что-то перепадает МВД и прочим – "детишкам на молочишко".
По словам политолога, после попыток перетряхнуть кадровую обойму таможенников, Зеленский, похоже, приходит к пониманию, что наскоком эту систему не возьмешь.
"Потому что – круговая порука, — поясняет Золотарев. — Как в случае с "увольнением" глав таможен от Власова, когда те просто ушли в отпуск. Зеленский понял, что его дурачат. И взялся уже за Власова. На моей памяти это уже, наверное, двадцатая попытка сломать систему коррупции на таможне. Напомню, что ранее это пробовал сделать премьер-министр Гройсман. Однако после "наезда" на экс-главу ГФС Продана, близкого к Гройсману, премьера фактически вынудили отступить – и даже какое-то время следовать в политическом фарватере Порошенко".
Говоря о борьбе с коррупцией на таможне, нужно не забывать, что тут есть еще и социальная функция, подчеркивает политолог.
"С контрабанды красиво живет таможенное и сбушное начальство. А просто выживает огромное количество людей попроще, — говорит Золотарев. — Если взять и перекрыть всё, не дав ничего взамен, можно пожать социальное недовольство. И направлено оно будет на Зеленского. Для начала следует прийти к мировому соглашению: поделить коррупционную ренту, чтобы в бюджет шло на порядок больше. Потом — вводить те же сканеры на таможне, которые почему-то ломались у нас на третий день. Поставить охрану, обеспечить целостность этой техники. Главное — не пытаться решить проблему одновременно, быстро, здесь и сейчас. Тут нужен вдумчивый, последовательный, постепенный демонтаж всей коррупционной вертикали".
Финансовый эксперт Алексей Кущ уверяет, что неоднократно говорил: если власть будет заинтересована в реальном наведении порядка на таможне – это можно легко сделать с помощью сопоставления данных зеркальной статистической отчетности таможенных органов стран — торговых партнеров.
"Как правило, они отличаются на миллиарды в год, — говорит Кущ. — Например, китайская таможня показывает одну цифру экспорта в Украину, а наша – намного меньше импорта. В результате китайская продукция на миллиарды "испаряется на "нулевом километре", чтобы материализоваться на наших рынках".
Эксперт предлагает в контракт таможенников заложить пункт, согласно которому будет проводится ежемесячная сверка данных нашей таможни и таможен стран-партнеров. И если отклонение будет более оговоренного процента (части процента), то человек подлежит увольнению из таможенных органов без права занимать должность там в течение 10-15 лет.
"Но никто во власти на это не шел и не идет, так как это означает выстрелить себе в ногу, — подчеркивает Алексей Кущ. – Никто не хочет отказываться от коррупционной ренты, которая взимается на различных таможнях. Всё что мы видим – попытка сменить "смотрящих" за таможнями. Раньше они принадлежали одним политсилам находящимся при власти, теперь их пытаются отодвинуть в пользу новых околовластных групп влияния. Всё идет не через системные изменения а через кадровые решения".
Эксперт подчеркивает, что при неправильно работающей системе можно применять на таможне "черные сотни", вводить полицию, даже танки и боевую авиацию, а против морских контрабандистов – военный флот.
"Но это ничего не даст, т.к система которая так работает, автоматически коррумпирует любого человека, который туда заходит, — поясняет Кущ. — Нужно применять механизмы контроля, которые бы уничтожали коррупционные институции, а не менять людей, которые перераспределяют финансовые потоки в пользу новых "смотрящих" и тех, кто стоит за ними".
Как сообщали "Комментарии", Система "электронная таможня" получила достаточное финансирование и может быть запущена за год.
Новости партнеров
Новости