ВПК как частный бизнес: ценные образцы вооружения или повод для скандалов

Начиная с 2014 года военно-промышленный комплекс Украины стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей украинской экономики, чему способствовали военные действия, вспыхнувшие на Донбассе и общая милитаризация страны.

Отрасль периодически сотрясают скандалы на государственных предприятиях, закупающих товары и услуги по завышенным ценам, последним из которых стал скандал о хищении 250 млн грн. с участием теперь уже экс-заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского (Свинарчука), его сына Игоря и главы "Укроборонпрома" Павла Букина.

В то же время, сектор ВПК в Украине активно развивается, и на рынок производства вооружений выходят все больше представителей бизнеса.

ВПК Украины: что частный сектор может предложить ВСУ

Одними из наиболее известных представителей сферы в нашей стране являются производитель средств индивидуальной защиты (бронежилетов) НПП "Темп 3000" или Кременчугский автомобильный завод, чьи грузовики КрАЗ служат базой для грузовой техники и специальной техники ВСУ и Национальной гвардии (грузовики, полевые кухни, бронеавтомобили "Кугуар" и "Спартан").

Однако к этим "старожилам" частного сектора украинского ВПК с 2014 года присоединилось немало новичков. Свои амбиции и достижения частные украинские компании в сфере ВПК, объединенные в "Лигу оборонных предприятий Украины", представили на выставке 16 мая в Броварах.

Как сообщил военный эксперт, директор фирмы Defense Express специализирующейся на военном консалтинге Сергей Згурец, 19 частных оружейных компаний Украины выставила свои перспективные разработки, включающие в себя:

- артиллерийские и танковые орудия (ПАО "Старокраматорский машиностроительный завод" и "Ukrainian mortar system");
- приборы для бесшумной стрельбы из минометов ("Ukrainian mortar system");
- боеприпасы для артиллерии и стрелкового оружия ("Корпорация "Таско");
- система выявления снайперов противника "Антиснайпер" и системы индивидуальной защиты (Украинское агентство по перспективным научно-производственным разработкам "UaRpa");
- бронеавтомобиль "Козак-2" (ЧАО "Научно-производственное объединение "Практика");
- системы связи о обнаружения противника (компании "Укрспецтехника", "Доля", "Телекарт-Прибор").

Сумма убытка, нанесенного государству из-за халатности сотрудников Минобороны, обязанных контролировать качество металла, составила 7,2 млн грн.

Учитывая выявленный факт дефектности комплектующих поставленных ПАО "Старокраматорский машиностроительный завод" для "Молота", желание производителя продать ВСУ танковую пушку и новый миномет не может не настораживать. Впрочем, как утверждают на предприятии 120 мм "Бучарда" не имеет к "Молоту" никакого отношения и является самостоятельной разработкой.

Само предприятие принадлежит народному депутат Украины от БПП, экс-регионалу Максиму Ефимову.

На поставку ВСУ минометов и минометных стволов калибра 60, 81 и 120 мм собственного производства претендует новичок на оружейном рынке Украины ООО "Ukrainian mortar system".

О компании известно крайне мало, что неудивительно, ведь создана она была в сентябре 2018 года, однако ее директор и совладелец Николай Парийчук – не новичок в металлургии и производстве оружия.

Так, Николай Парийчук является достаточно известным мастером по производству ножей, известных под брендом "Колодач" и является владельцем одноименного ООО занимающегося их выпуском.

Также бизнесмен не новичок и политике. В 2014 году он неудачно баллотировался по избирательному одномандатному округу №15 в народные депутаты Украины от политической партии "Воля".

ВПК Украины: скандальные боеприпасы

Боеприпасы, особенно артиллерийские снаряды, стали предметом особой заботы для ВСУ и потому начало производства в августе 2018 года на киевском заводе "Артем" 152-мм снарядов для артиллерийских оружий "Гиацинт" было отмечено самим тогдашним президентом Петром Порошенко.

Производят соответствующие боеприпасы и частные оружейные компании, которые желают предложить свою продукцию Минобороны. Например, корпорация "Таско" объединяющая около 25 предприятий сферы ВПК.

В активе корпорации, разработки собственного стрелкового и легкого артиллерийского оружия. Основным своим преимуществом называют возможность производить широкую линейку артиллерийских боеприпасов, таких как 122-мм танковый патрон с осколочным снарядом, 125-миллиметровый танковый патрон с снарядом apfsds, 152-мм выстрел с взрывоопасным снарядом для артсистем "Д-20", "МЛ-20м", "2с3", 82-мм выстрел с осколочной миной с полным переходным зарядом ВО-832д для минометов калибра 82 мм и другое.

Как утверждал в 2018 году журналист Александр Дубинский, корпорация "ТАСКО" контролируется совместно главой Комитета ВР по обороне Сергеем Пашинским от НФ и его заместителем по комитету народным депутатом Украины от БПП Иваном Винником.

Так, по его словам корпорация "Таско", специализирующаяся на утилизации боеприпасов, известна тем, что после странных взрывов военных складов в Калиновке, в результате которых взлетели на воздух боеприпасы на 600 млн долларов - пытается стать ключевым производителем патронов для государства с объемом заказа в 1 млрд долл.

Другая компания как уверяет журналист из "пула" Пашинского-Винника, ООО "Рубин-2017", также специализируется на производстве артиллерийских боеприпасов калибра 100, 152 и 155 мм. Само предприятие на 49% принадлежит корпорации "ТАСКО" и на 51% другому детищу Пашинского – ООО "Украинская бронетехника".

Также компания разработала 73-мм станковый противотанковый гранатомет (СПГ) "Ланцея", по сути, переименованный на латынь советский же СПГ-9 "Копье", который как предполагается был принят на вооружение ВСУ, правда тактико-технические его характеристики неизвестны. Но как считают эксперты, вряд ли сильно отличаются от советского образца, кроме возможно несколько меньшего веса.

Еще в июле 2018 года артиллерийские снаряды производства ООО "Рубин-2017" прошли государственные испытания с участием тогдашнего секретаря СНБО Украины Александра Турчинова. Испытания были признаны успешными.


Однако активистка Ольга Решетилова на своей странице в Facebook выложила видео, как утверждает, с тех самых испытаний осколочно-фугасного снаряда ОФ-29 производства "Рубин-2017", на котором снаряд взрывается менее чем через 100 метров от позиций выстрелившей им пушки.


По ее словам, расследование данного инцидента проведено не было, а сами испытания продолжились. За каждый снаряд собственного производства предприятие, как утверждает активистка, хочет получать от Минобороны 1600 долл., а планируемый объем продаж составляет 30 тыс. единиц на общую сумму в 48 млн долл.