Торговля между Украиной и Россией: будет ли Украина "стрелять себе в ногу"
Представитель президента Владимира Зеленского в Кабинете министров Андрей Герус считает, что Украина не может остановить торговые отношения с Россией. Он заявил, что "мы живём в глобальном мире, и остановить в одночасье экономические отношения нереально и невозможно". Он также считает, что наши товары, которые продаются в России, делают Украину сильнее благодаря экспортной выручке.
"Есть некоторые отрасли, особенно энергетика, энергоносители, где действительно большой процент поставок из России, и, более того, если мы нефтепродукты берём из Беларуси, Прибалтики или Польши, всё равно эти продукты изготовлены из российской нефти", – отметил он.
Торговля между Украиной и Россией: дальнейшему сотрудничеству быть
Экономист Александр Дудчак уверен, что торговля между Украиной и Россией продолжится: "Отказ от неё – выстрел не в ногу, а в голову. Стоило бы сменить риторику, никак не способствующую развитию отношений между двумя странами. А граждане Украины хотели бы именно этого, а не продолжения прежней антироссийской политики Петра Порошенко".
Директор департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон считает, что на данный момент можно надеяться лишь на то, что сохранится существующий статус-кво и не будет опубликовано принятое Кабмином 15 мая постановление о введении масштабных санкций против российских товаров.
"Даже апрельское постановление о новых ограничениях по ввозу российских товаров стало выстрелом в собственную ногу, поскольку в ответ российская сторона применила гораздо более обширные и асимметричные санкции. То есть уровень даже 2018 года в торговле с РФ на сегодня недостижим. С другой стороны, какие-либо ослабления в торговой войне возможны только на основе достижения политических договорённостей", – полагает Саливон.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко заявляет, что Андрей Герус прав, ведь если запретить торговлю с Россией, то их экономика не развалится, а вот наша пострадает.
"Уже сейчас экспорт Украины в Россию меньше на 13 млрд долл., чем было до Майдана. Если Украина полностью прекратит торговлю с РФ, то будет минус ещё 12 млрд долл., которые нельзя будет компенсировать за счёт экспорта в ЕС. Но самое опасное в этой ситуации – это импорт. Несмотря на все разговоры о якобы имеющем место импортозамещении, Украина по-прежнему зависит от ТВЭЛов, нефтепродуктов и угля, завозимых из России. Без этих стратегических товаров экономика Украины просто рухнет", – отмечает Охрименко.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв в свою очередь уверен, что торговля с Россией никуда не денется.
"За время правления Петра Порошенко она достигла своего минимума и дальше уменьшаться вряд ли будет. Что же касается роста товарооборота с РФ, он возможен лишь при условии определенного схода отношений двух стран с мёртвой точки. Например, если Украина снимет торговую блокаду с Донбасса, или продемонстрирует свою договороспособность каким-то иным образом", – прогнозирует Богатырёв.
Торговля между Украиной и Россией: интересы Украины
Экономист Олег Пендзин акцентирует внимание на том, что сейчас мы все ждём от президента конкретных действий, ведь только по ним (а не по словам) можно определить его истинные цели и устремления.
"Настойчивое желание Украины продолжить транзит российского газа в Европу и на этом заработать не менее трёх миллиардов долларов в бюджет страны – это является продажей услуг "стране-агрессору" или нет? Наши действия на мировой арене по усложнению строительства и ввода в эксплуатацию трубопровода "Северный поток 2" – это конкурентная борьба за объёмы транзита или нечто другое, не связанное с торговлей с "оккупантом"? Российские компании – экспортёры угля, которые массово стали обращаться в своё Министерство экономического развития за разрешениями на экспорт угля в Украину – это они просто поразвлечься так хотят или у них уже подписаны контракты с украинской генерацией? А 40% украинского рынка дизельного топлива, который перекрывался российскими поставками в Новоград-Волынский по продуктопроводу и который потом заливался, в том числе, и в баки украинских танков – это выгодно Украине или противоречит национальным интересам? Мораль сказанного такова, перефразируя слова Черчилля: у нас нет вечных друзей и вечных врагов, у Украины есть вечные интересы. И если действия власти соответствуют украинским интересам, то это правильная власть!", – заявляет Пендзин.
Это заявление нельзя назвать случайным, считает экономист Алексей Кущ.
"Основная битва разгорается за контроль над госрегулятором тарифов и цен на электроэнергию, а также касательно блокировки запуска рынка электроэнергии. Политические инвестиции нужно конвертировать в финансовые дивиденды, а это позволяет лишь ручное управление, когда с помощью контроля тарифных механизмов с экономики снимается рента, в данном случае – в виде снижения цен на электроэнергию для ферросплавного бизнеса. В случае запуска рынка таких механизмов не будет. Новая команда, возможно, начнёт в ближайшее время лоббирование импорта электроэнергии из РФ, что усилит систему энергетической зависимости, но факт: российская электрика дешевле. Именно поэтому сейчас и будут звучать заявления о торговле с РФ, хотя это вообще не компетенция Геруса. На самом деле, восстановить взаимовыгодную торговлю между Украиной и РФ в нынешней политической парадигме не получится, и во власти об этом знают: тот, кто захочет это сделать, столкнётся с необходимостью активации документов и соглашений СНГ, поставленных на паузу, и будет вынужден начать прямой диалог с Москвой. А вот дешёвую электрику из РФ получить вполне можно, даже в нынешних условиях. И политическую цену этого шага мы вряд ли узнаем", – утверждает Кущ.
Эксперт по государственным финансам Даниил Монин обращает внимание на то, что товарооборот между нашими странами сильно упал.
"Если Россия вводила эмбарго на часть нашей продукции например, молочной и мясной (только сыров мы экспортировали на 400 млн долл. в год), то украинцы просто самостоятельно перестали покупать российские товары. В тоже время нам в последние 2-3 года экспорт газа в Европу по ГТС приносил 3 млрд долл. в год, что Россия сейчас хочет перекрыть, запуская "Северный поток 2". Поэтому в целом да, газ мы напрямую не покупаем у России, но бизнес мы не можем заставить не торговать с соседями. Разве что вводя санкции, но они по факту не работают. Например, ввели санкции на часть компаний, связанных с 1С, а в итоге 1С переименовалось в BAS, получило польскую прописку и всё равно продаётся у нас. Так что всё это весьма сложно", – говорит Монин.
Торговля между Украиной и Россией: позиция РФ
Заявление члена президентской команды прокомментировали и в РФ.
"Здравое, правильное заявление, соответствует международным реалиям. Невозможно прекратить экономические отношения между странами, которые образовались в результате распада одного государства. Дальнейшее будет зависеть от конкретных шагов и решений нового украинского руководства", – заявил член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков.
Скорее это отражение и признание того факта, что Украина, разорвав экономические отношения с РФ, больше навредила сама себе, считает член президиума в Совете при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.
"Основным бенефициаром такого давления стали внешнеполитические игроки. Владимир Зеленский без поддержки парламента, лояльного Кабинета министров и его премьера вряд ли будет способен восстановить отношения с РФ. Его заявления, а также его окружения звучат очень двойственно. И пока реальные действия отсутствуют, их слова не будут воспринимать всерьёз", – заявляет Безпалько.