Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Общественные организации, которые занимаются проблемами переселенцев в Украине, настаивают на проведении аудита международных средств, потраченных с 2014 года. Есть подозрения, что деньги, предназначенные на нужды внутренне перемещенных лиц, "дерибанили".
О том, что предыдущая власть не смогла выстроить эффективную политику касательно внутренне перемещенных лиц, неподконтрольных территорий и реинтеграции Донбасса, общественные и правозащитные организации говорили давно.
В 2018 году лидер общественной организации "Мой.Дом.UA" Юлия Дубина-Ильяшенко отмечала, что за два года своей "работы" Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ фактически саботировало разработанные при поддержке Совета Европы законопроекты, направленные на поддержку переселенцев. В инфографике, которую тогда презентовали общественники, отмечалось, что МинВОТ на тот момент не реализовало ни одного международного проекта и не представило в парламент ни одного законопроекта.
В адрес центральных и местных властей высказывались претензии касательно распределения средств, выделяемых для решения проблемы ВПЛ (прежде всего – жилищных, т.к. отсутствие крыши над головой – главная беда переселенцев) в качестве грантов, донорской помощи, кредитов и т.д. Писались заявления в полицию, но ни одного громкого расследования так и не было. Хоть растраты и хищения, по словам общественников, были.
"За пять лет Украина получила очень большие суммы на решение жилищных вопросов и восстановление Донбасса. Но жилье, если и отстроено или построено, то некачественно, хаотично", – считает глава общественной организации "Сильнее вместе", председатель организации "Ты нужен Украине" Лилия Веревкина. В конце мая она инициировала подачу петиции касательно проведения аудита потраченных с 2014 года международных и государственных средств на жилищные вопросы ВПЛ и восстановление Донбасса.
"Мы требуем, чтобы аудит проводили независимые международные эксперты с привлечением общественных организаций ВПЛ в качестве наблюдательного органа", – отмечает Веревкина, подчеркивая, что результат аудита должен быть официально обнародован.
По словам общественницы, это нужно не только переселенцам, на которых списывают эти средства (хотя реально их ВПЛ не видят), это вопрос общегосударственного характера, в том числе, нашего имиджа перед международным сообществом, которые предоставляют средства и не видит результатов.
"Большинство международных средств, предоставляемых на решение проблем ВПЛ и Донбасса, являются кредитными, их надо возвращать с процентами, – напоминает Веревкина. – Коррупционные схемы надо разрушать, и привлекать виновных лиц к ответственности".
Лилия Веревкина приводит и конкретные примеры неоднозначного применения средств, выделяемых на ВПЛ.
Так, в Кропивницком (бывший Кировоград) отремонтировали общежитие, где сейчас переселенцы практически не живут, потому что оно находится далеко от города при плохом транспортном сообщении. А в месте его расположения отсутствует возможность найти работу.
В 2016 году "куда-то пропали" 300 млн долл., поступивших от немецкого правительства, посольства Германии, через бюджет Украины по областям. По словам Веревкиной, чиновники тогда объяснили ситуацию так: "Средства поступили из государственного бюджета по областям, но уже к концу года, в ноябре-декабре, поэтому их не успели использовать и даже не сделали проект, программу, смету использования". При этом средства вернулись в бюджет Украины, где они… изменили целевое назначение и были направлены на счет Пенсионного фонда Украины – "латать дыры". "А как было на самом деле – без аудита никто не скажет", – уверена общественница.
Руководитель Всеукраинской ассоциации переселенцев Руслан Калинин также приводит еще примеры "освоения-присвоения" средств, выделяемых на ВПЛ.
"Начальник Службы по делам детей и семьи Киевской областной государственной администрации по своему разумению "освоил" грант Европейского Союза в Украине на сумму более 1,85 млн евро. За эти средства Служба по делам детей и семьи должна была обустроить социальное жилье для семей-переселенцев с детьми в Киевской области. Конечно, никакие переселенцы жилье не получили, – отмечает он. – Еще пример. В 2015 году Евросоюз выделил деньги на восстановление и реконструкцию общежитий для переселенцев в Краматорске и Славянске на подконтрольной части Донецкой области. Деньги были выделены на ремонт пяти зданий. Уже через год люди должны были туда заселиться. Но все, что было готово к этому сроку – это установка новых окон и снятие старой крыши. Евросоюз ждал три года, но наши чиновники под тем или иным предлогом переносили и оттягивали сроки".
Дошло до того, что эти деньги начали требовать обратно. Лишь после этого "стройку века" удалось завершить.
"Для того, чтобы получить реальную помощь от международных партнеров, мы должны вернуть их доверие. Когда деньги крадутся или используются не эффективно, глупо думать, что нам вообще кто-то будет их давать. Задача президента и нового руководства страны провести прозрачный международный аудит и показательно наказать виновных", – подчеркивает Калинин, поддерживая идею Веревкиной.
Крутят и бюджетные средства. В мае текущее года Счетная палата установила неэффективность управления госсредствами, направленными на предоставление ежемесячной адресной помощи ВПЛ для покрытия расходов на жительство (речь о 610 млн грн.).
По просьбе издания "Комментарии" инициативу об аудите "переселенческих" средств прокомментировали эксперты.
- При прошлой власти действовал беспринципный принцип – в кабинеты властьимущих должны были поступать "откаты" и "заносы" практически со всех грантов и прочих средств, заходящих в Украину. Если чиновник с этим не справлялся, его увольняли. В схемах были "замазаны" многие: власть разных уровней, депутаты, прокуратура, суды. А потому подобного рода аудит провести не дадут. Прокуратура будет выносить протесты, суды – запрещать выдавать первичные документы. Аудит можно начать, но нельзя закончить. В смысле – довести до логического завершения (с посадками). Даже при смене центральной власти среднее звено, как правило, не меняется. А там хватает "бравших на лапу" и желающих продолжать в том же духе.
- Средства, которые выделяют заграничные партнеры, они сами часто серьезно контролируют. Не думаю, что по этим средства что-то найдется. Если где-то тянут, то по линии госбюджета. Когда существуют дополнительные риски, вряд ли рискнут "дерибанить". Аудит – как средство контроля и возможность продемонстрировать западным партнерам наше желание, чтобы всё было честно и прозрачно, – неплохая идея. Но если его попробуют использовать в политических разборках, это может ударить по выделению средств на восстановление Донбасса и на тех же переселенцев в будущем.
- Профессиональный аудит способен повредить только коррупционерам и жуликам. Регулярный аудит – обязательная практика при выделении любых западных средств.
Но отдельно аудит средств, выделенных на переселенцев – этого недостаточно. Эффективным будет общий аудит финансово-хозяйственной деятельности страны за последние 10-15 лет, а также анализ государственных решений, связанных с перераспределением собственности. А выделение западных средств – как его составная часть.
Обязательным условием успешного аудита является срочное проведение общенациональной переписи населения – мы ведь сейчас толком не знаем даже этого. Равно, сколько у нас вынужденных переселенцев, чем они занимаются, как зарабатывают, в чем остро нуждаются.
Как только в этой сфере появится элементарная прозрачность, западные организации начнут охотно предоставлять нам значительные средства, так как там все эти механизмы давно отработаны.
В идеале надо увязывать помощь вынужденным переселенцам, в том числе, предоставление жилья, с темой реабилитации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на Донбассе – ведь все это последствия развязанной против нас агрессии. Более того, эти темы должны стать приоритетными национальными программами, без этого жителей Донбасса в Украину не вернуть.
Новости партнеров
Новости