Парикмахер с опытом рассказала, как работать с детьми, у которых расстройство аутичного спектра
Парикмахер поделилась лайф-хаками, как работать с особыми детьми
Елена Харюкова уже десять лет работает с особыми детьми. Парикмахер-стилист нашла собственный подход к детям с расстройствами аутичного спектра, рассказывают "Подробности". По информации издания, свой практический опыт Елена описывает и публикует в научных журналах и делится советами с коллегами из American Barber Association. Сначала Елена стригла "особых" мальчиков и девочек в Одессе, а теперь принимает "солнечных" клиентов в США. Как сообщают Подробности, в Штаты она переехала с началом полномасштабного вторжения, и сейчас мечтает создать собственный салон красоты, где будет принимать детей с аутизмом.
Елена поделилась с "Подробностями" своим опытом и дала советы, как лучше обращаться с детьми с аутизмом.
Кто такая Елена Харюкова
Елена является автором публикаций и статей в ряде научных журналов. Важная тема ее исследований – как парикмахер должен работать с детьми с расстройством аутистического спектра. Елена описывает свой 10-летний практический опыт для научных работ. Ее советы и методики могут быть полезны многим, кто интересуется темой РАС.
Также она является участником профессиональных ассоциаций – например American Barber Association. Это американская организация парикмахеров-профессионалов и экспертов, имеющих американскую лицензию.
Как обращаться с детьми с аутизмом: советы Елены Харюковой
Моя мама была талантливым парикмахером. У нее всегда было много клиентов, и я с детства наблюдала за ее работой. Помню, как однажды привели к ней на стрижку мальчика. Он с самого начала не хотел стричься, потому родители держали его силой. У меня был шок. Потом мне рассказали, что у мальчика аутизм.
Я думала, что если вырасту и стану мастером – точно не буду так работать. И придерживаюсь слова. У меня были десятки необычных клиентов, и ко всем у меня был подход: дети никогда не плакали и не кричали. Поэтому уже знаю, как можно и нельзя вести себя, и могу сформулировать советы.
1. Сохранять спокойствие
Я всегда сохраняю внутреннее спокойствие. У меня доверие к таким детям, потому что они очень чувствуют. Если ты ребенка боишься – он тоже тебя боится. Такие дети ощутят твою тревогу или переживание, поэтому я иду к ним с уверенностью. Всегда должна быть внутренняя установка, это обычный ребенок. Никаких мыслей, что ребенок болен, я его жалею и скорее хочу подстричь.
Для меня это обычный ребенок, которому просто нужно немного больше терпения и внимания.
2. Говорить четко и быть готовым повторить
Факт: многие люди с аутизмом не способны фильтровать звуковой поток и не способны отделить шум фона от языка. Когда есть сразу несколько звуков – шум улицы, лай собаки, музыка, разговор – все это может просто слиться в единое целое для человека с РАС. Поэтому услышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей.
Мы общаемся с такими детьми спокойно, уравновешенным тоном, четкими словами и предложениями. Мы должны разговаривать как с осознанным взрослым человеком. Не надо не искренне улыбаться, сюсюкаться – они этого не любят. Ребёнок, скорее всего, не сможет стричься у такого мастера.
3. Знакомство – обязательно
Когда ко мне приходит особенный ребенок, сначала я приветствую его. Мы проходим этап знакомства: "Привет, я Елена. Я буду твоим мастером сегодня, буду стричь тебя". Максимально просто.
Знакомство крайне важно. Ребёнок должен быть в курсе, что именно происходит. Потому что тревога при аутизме только растет, если не хватает информации о ближайших действиях или планируемых изменениях. Даже дошкольников учат планировать и понимать планы – это важно.
Еще я никогда не спешу одевать на ребенка накидку и сразу брать ножницы. Я спокойно работаю, чтобы клиент адаптировался и привык. Я даже не всегда надевала накидку на своего маленького гостя.
4. Никаких громких инструментов
Я не использую громкие инструменты. Могу, например, взять машинку и показать ребенку: "Смотри, этой машинкой я обычно стрижу деток". Могу включить ее на расстоянии, не у виска или головы, и если ребенок спокойно реагирует – мы начинаем стричься.
Если ребенку не нравится, он начинает использовать руки, чтобы защитить себя – я сразу прекращаю. Никакого звукового насилия! "Окей, мы не будем делать это машинкой". Поэтому все же чаще всего я стрижу таких деток просто ножницами.
5. Минимум физического контакта
Дети с аутизмом не любят, когда их трогают. Минимум прикосновений! Мы не трогаем этих детей за ручки, ножки, не пытаемся их упорно крутить в кресле. Можно с разрешения родителей включить мультик, который любит ребенок. Или успокаивающее его видео.
У меня есть мальчик, который обожает смотреть автогонки, поэтому стрижка проходит незаметно. Может, несколько раз посмотреть на меня и все. Но все индивидуально и только с разрешения родителей.
Важно понимать, что аутизм – это не болезнь, это состояние. Большинство аутистов просто требуют внимания, терпения и заботы.
В Украине тема профессионального поведения парикмахеров с малышами с аутическим расстройством почти не обсуждается в публичном пространстве.
В США принято помогать таким людям. Есть центры поддержки, есть учреждения со специальной терапией. У детей с аутизмом, живущих в Америке, есть полноценное будущее. И именно в США я чувствую, что мой 10-летний опыт необходим и может помочь многим коллегам. Поэтому сейчас я пишу исследовательские работы и готовлюсь к открытию собственного салона красоты для детей с аутизмом.