Рубрики
МЕНЮ
0
Політолог, кандидат політичних наук, керівник політико-правових програм Українського Центру суспільного розвитку
Політолог, кандидат політичних наук
Думаю, рано или поздно Украина обязательно попадет в зарубежные учебники по теории и практике публичного управления. К сожалению, в качестве примера того, как не надо делать. Что интересно, пример этот будет поистине уникальным, поскольку вряд ли еще есть государство, где обладание монопольной, по сути, властью привело бы не к ее усилению, а, наоборот, катастрофическому ослаблению.
У нас, к сожалению, сложилась именно такая ситуация. В 2019 году президент Зеленский получил полностью подконтрольную Верховную Раду и свой Кабмин. Позже правительство Гончарука поменяли на правительство Шмыгаля, которое продолжило практику «попередників» – получать разнарядки с Офиса президента и оперативно их выполнять, не забывая отмечать личные заслуги главы государства в решении животрепещущих для страны вопросов. В области были назначены новые «губернаторы», а СБУ возглавил близкий друг президента. Казалось бы, власть сильна, как никогда. Но на самом деле, она призрачна и очень слаба.
Во-первых, власть Зеленского и компании заканчивается, по сути, на границе правительственного квартала в Киеве. Наиболее ярко данный факт продемонстрировали борьба с коронавирусом (напрочь проваленная центральной властью) и местные выборы. Особенно – последние, на которых «Слуга народа» потерпела полное фиаско.
Во-вторых, с самого начала своей каденции Зеленский допустил такую же ошибку, как и Трамп. А именно – не наладил эффективную коммуникацию с бюрократическим аппаратом. И если Трамп с «вашингтонским болотом» воевал, обещая вернуть «власть народу» – и в результате проиграл, то Зеленский на систему государственного управления в целом и государственную службу в частности попросту, уж извините за такую неполиткорректность, «забил». Апофеозом всей этой истории стал фактический отказ от Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и передача ее со всем имуществом в ведение МОН Украины. И это – на фоне постоянных стенаний о нехватке кадров!
Поэтому не стоит удивляться, что «губернатором» Черкасской области президент назначил Скичко, в приоритетах у которого – «Большая стройка», завершение реформы децентрализации, а также инвестиционные проекты. И где-то в конце списка – борьба с коронавирусом и подготовка населения к вакцинации. При этом Черкасская область – одна из четырех, где по последним данным мониторинга СНБО СОТА за 22 декабря 2020 – 4 января 2021 (в разрезе регионов и городов) ситуация с эпидемией была самая критичная. Но губернатор решил заняться дорогами и оптимизировать областной бюджет.
Что самое страшное, такие назначения у нас происходят сплошь и рядом. А вот среднее и низшее звено государственной службы просто бросили на произвол судьбы. Хотя именно оно – становой хребет любого развитого государства, поскольку претворяет все решения власти в жизнь. И без него система государственного управления не способна нормально функционировать. Сигнал по вертикали управления просто перестает проходить – причем сразу по выходу с Банковой или Грушевского. Но чтобы это понимать, надо иметь соответствующий уровень подготовки. Или хотя бы спросить у того, кто знает, что и как надо делать.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости