Рубрики
МЕНЮ
0
Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление
Кандидат наук госуправления
Старая как мир управленческая мудрость о том, что никто и ничто не сможет обосновать необходимость существования того или иного государственного института, чем чиновники этого ведомства, обычно забывается младореформаторами, ни дня не работавшими на госслужбе. Потому и попытки провести многие реформы упираются даже не в стеклянные, а в резиновые потолки и возвращается в итоге все на круги своя, ну разве что с другими названиями или немного перетасованными полномочиями.
К сожалению, такая история произошла в прошлом году (и продолжается сейчас) с градостроительной реформой, инициированной президентом Украины Владимиром Зеленским.
В основе этой реформы, были две основополагающие идеи:
1) независимость органов, реализующих государственную политику в сфере градостроительства
2) распределение функций, которыми на тот момент обладала Государственная архитектурно-строительная инспекция (контрольной, надзорной, разрешительной) – между тремя независимыми структурами. Реализация этих принципов радикально минимизировала бы коррупционные риски в строительной отрасли.
Да, чуть не забыл. Было и еще два принципиальных момента. Во-первых, у Минрегиона «отрывали» функцию технического регулирования. Во-вторых, вместо лицензирования деятельности строительных фирм вводилась система сертификации производителей работ (прорабов), что снижало коррупционные риски и способствовало бы повышению качества строительства.
Но… в конце прошлого года произошел очередной поворот в реформе градостроительства. 16 декабря действие постановления Кабинета министров №553, по отмене которой стартовала строительная реформа, было восстановлено. Хуже того, КМУ 23 декабря принимает Постановление №1340, которым было решено ликвидировать новосозданные органы Государственную инспекцию градостроительства (ГИГ) и Государственную сервисную службу градостроительства (ГССГ). Вместо этих органов, а также многострадальной ГАСИ (от ее ликвидации не отказались, но завершение этого процесса отложено, как минимум, до марта 2021 года), будет создан новый орган архстройконтроля под названием Государственная инспекция архитектуры и градостроения (ГИАГ), на которую и будут возложены сервисные и контрольные функции в градостроительстве, которые по первоначальному плану реформы должны были быть разделены между ГИГ и Госсервисстроем. То есть вместо одного коррупционного монстра – ГАСИ, новый план реформы предполагает создание нового - ГИАГ.
То есть, по сути, вместо разработки нормативно-правовой базы, которая довершила реформу градостроительства, правительство, по настоянию нынешнего руководства Минрегиона, вернул старые порядки и структуры, всегда были генератором коррупции в строительной отрасли. Так что под видом завершения реформы правительство прибегло к проведению «антиреформы». Идеологом же антиреформы выступает нынешнее руководство Минрегиона. Постановления правительства вновь возвращает все надзорные, разрешительные и регуляторные функции, фактически, одной подконтрольно Минрегиона структуре. Кроме того, антиреформа образует вообще малопонятный институт частных контроллеров строительства, которым будут юридические лица (даже общественные организации), которые будут действовать по лицензии Минрегиона. И получат они не более и не менее, но право строительного контроля! Коррупционная схема здесь настолько очевидна, что ее заметит даже неспециалист.
Да, ко всему прочему, в условиях «торможения реформы» строительный рынок вынужден существовать в условиях правового неопределенности, а это риски и производственные, и коррупционные. Да и риск потерять вложенные средства для частных инвесторов весьма высок.
Очевидно, что «саботаж» президентской реформы руководством Минрегиона - это не только бездарно потерянный почти год. Это вполне ощутимые материальные потери для участников рынка и реальные политические и имиджевые потери для Президента.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости