Рубрики
МЕНЮ
2
Анализ внешней политики Украины, США, РФ, ЕС, Китая и других стран. Изучение геополитических и социально-экономических мировых трендов.
Политолог-международник, профессор кафедры международных отношений, информации и региональных студий НАУ
За последнюю неделю в украинском информационном пространстве было две главных темы – так называемый «Вагнергейт» и возможное полномасштабное военное вторжение России в Украину.
Не сказать, что темы абсолютно новые. Особенно это касается очередной угрозы полномасштабной войны с Россией. Ведь о провале, а вернее «сливе» спецоперации украинских спецслужб по задержанию «вагнеровцев» сказано и написано было уже предостаточно. Но вот расследование группы журналистов «Bellingcat», вернее, как оказалось, его первая часть, было опубликована впервые. Хотя анонсов выхода фильма с многочисленными интервью с непосредственными участниками и свидетелями ее проведения за последний год было более, чем достаточно. Но каждый раз, «случайно» или нет, выход откладывался. И уже казалось, что ни фильма, ни даже печатной версии расследования украинская общественность не увидит.
Все эти анонсы публикации расследования, а затем переносы, кстати, заставили усомниться многих в политической незаангажированности группы журналистов-расследователей в целом и Христо Грозева в частности. И подкрепляли тем самым многочисленные слухи о подконтрольности со стороны западных спецслужб, которые активно разгоняет российская пропаганда еще с 2014-го года.
И вот, наконец-то, то, что так долги ожидали, сбылось! Я не вижу смысла пересказывать суть содержания расследования. За последние дни и так было много сказано и написано по этому поводу. Перейду сразу к выводам о том, кто и как пытается использовать «Вагнергейт» в своих целях и возможных последствиях для Зеленского.
Если оценивать подготовку и информационный резонанс за последний год и доказательную базу первой части расследования, то, как говорится, «Гора родила мышь!». Ничего нового и тем более доказательств предательства лично Зеленского и его окружения из опубликованных материалов мы не узнали и не увидели. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что спецоперация действительно готовилась и была на финальной стадии завершения. Что, кстати, сам Зеленский и Ермак неоднократно опровергали.
Очевидно, что «Вагнергейт» является долгоиграющей историей и опубликованные материалы – лишь верхушка айсберга и у него точно будет продолжение. Намного более интересное, чем первая часть.
С моей точки зрения, момент опубликования расследования был выбран абсолютно неслучайно и, судя по всему, был согласованным с Офисом президента. Судите сами. Произошло это лишь спустя несколько дней после доклада ТСК в Верховной Раде, которая, естественно, никакой «зрады» не обнаружила. В первой части расследования журналистов «Беллингкэт» также нет никаких доказательств того, что спецоперацию намеренно «слил» лично Зеленский или глава Офиса президента Андрей Ермак.
Вполне допускаю, что публикация столь усеченной версии расследования была также неслучайна. Ведь ни для кого не секрет, что деятельность группы журналистов-расследователей давно уже связывают с британской разведкой. Уж слишком точные и достоверные данные им становятся доступны в своих расследованиях «из открытых источников». К примеру, по тому же российскому «Буку», который, как предполагается в расследовании журналистов «Bellingcat» и сбил борт малазийских авиалиний летом 2014-го на Донбассе. Все мы прекрасно помним, как журналисты до малейших деталей восстановили маршрут его следования из военной части под Курском, бортовой номер и другие подробности, которые сложно узнать и воссоздать просто по открытым данным из соцсетей и опросов очевидцев. В принципе, спецслужбы любой страны пользуются СМИ для «слива» необходимой информации или для ее легализации. Недавний пример – телефонные переговоры якобы Медведчука (официальной экспертизы пленки еще не прошли) с представителями оккупационных администраций и российскими чиновниками о поставках угля с неподконтрольных территорий в 2014-15 гг.. Эти записи разговоров сейчас уже приобщены к делу о государственной измене в качестве доказательств.
Также обращает внимание и то, что в первой части расследования не было сказано ни слова об участии либо помощи иностранных спецслужб. В частности США, Турции и той же Великобритании, на что указывали ранее журналисты. Так уж «совпало», что такой усеченный вариант расследования был опубликован буквально через несколько дней после встречи Зеленского с министром обороны Великобритании Беном Уоллесом, который находился в Киеве с рабочим визитом 16 ноября. Так что вполне возможно на их встрече был достигнут определенный компромисс по «Вагнергейту».
Стоит отметить, что дальше откладывать публикацию расследования журналисты «Bellingcat» также не могли, учитывая многочисленные переносы. Тем самым, как я уже отметил, скомпрометировали не только это расследование, но и могли «бросить тень» и дать аргументы пропагандистам Кремля на предыдущие, намного более важные для Украины как аргументы и доказательства в международных судах.
Если мои предположения верны, то разведслужбы Великобритании оставляют себе рычаг давления на руководство Украины на случай, если оно вновь решит кардинально изменить курс по урегулированию конфликта на Донбассе и пойти на выполнение Кремлевского сценария Минских соглашений. Здесь национальные интересы Великобритании, которая исторически всегда выступала за «баланс сил» в Европе и Украины совпадают.
Намного более эффектным, чем сама печатная версия расследования иностранных журналистов было пятничное ток-шоу Савика Шустера, посвященное этой теме. И особенно интервью самого Бурбы, которое он дал накануне. На эфире он не смог присутствовать, так как именно в это время был на допросе в СБУ. В своем интервью он прямым текстом заявил, что решение Зеленского о переносе спецоперации передал ему лично глава Офиса президента Андрей Ермак. Причем сделал это в устной форме, без письменного распоряжения. Причина переноса – нежелание срывать перемирие на Донбассе, которое должно было начаться через несколько дней.
В эфире у Шустера были также продемонстрированы все версии самого Зеленского, которые абсолютно противоречат одна другой: от полного отрицания самой спецоперации и до российской провокации. За неимением полной картины и неопровержимых доказательств на данный момент можно сделать несколько выводов:
Во-первых, сама спецоперация по задержанию «вагнеровцев» действительно разрабатывалась и была на финальной стадии завершения.
Во-вторых, руководство Украины о ней знало, приняло решение о переносе в последний момент и доложило о «вагнеровцах» Лукашенко. Это сам Зеленский подтвердил не раз лично. Что неминуемо и привело к ее провалу.
В-третьих, сам Зеленский и глава его офиса Ермак намеренно лгали журналистам и общественности, озвучивая абсолютно противоречивые версии. Но, как говорится, у их противников «все ходы записаны».
В-четвертых, при помощи расследования правительства некоторых западных стран, в частности Великобритании, «подвесили» Зеленского и используют имеющиеся доказательства для шантажа и тем самым уже сорвали попытки Зеленского примириться с Кремлем в ущерб украинским национальным интересам. Подтверждением чему является кардинальный разворот в риторике Зеленского за последний год, который уже в открытую не стесняется называть Россию врагом, а не «той стороной», как было на заре его президентства в период «медового месяца» с Кремлем.
Кремль, в свою очередь, также уже не рассчитывает на Зеленского, о чем свидетельствует не только российская пропаганда, но и сам прямым текстом заявил Путин. В Кремле считают Зеленского не самостоятельным игроком, а марионеткой в руках США, Великобритании и в меньшей степени Германии и Франции. С ними они и ведут переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе без участия Украины. С этим связан и отказ проводить встречу в «Нормансдском формате» даже на уровне министров иностранных дел.
Более того, Кремль чувствует себя настолько самоуверенно, что позволяет себе публиковать личную переписку главы МИДа Лаврова со своими коллегами из Франции и Германии, что является уже нарушением всех негласных норм, не говоря уже о дипломатическом протоколе.
В-пятых, оппозиция Зеленскому, в лице экс-президента Порошенко, а теперь уже и примкнувшего к нему олигарха Ахметова, используют «вагнергейт» для подрыва доверия и снижения уровня поддержки Зеленского.
А Порошенко даже попытался в очередной организовать протест под офисом по этому поводу в годовщину начала обоих Майданов. Как и в прошлые разы – безуспешно. Я в принципе не верю в то, что «Вагнергейт» может стать причиной действительно массовых протестов и тем более нового Майдана. Почему, напишу уже в следующем посте.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости