Главная Новости Общество Легенда звукозаписи Леонид Сорокин: «После нашего поздравления с сорокалетием Высоцкий расплакался»
commentss НОВОСТИ Все новости

Легенда звукозаписи Леонид Сорокин: «После нашего поздравления с сорокалетием Высоцкий расплакался»

Легендарный полтавский звукорежиссер работал со звездами советской эстрады, записывал музыку к фильму «Д´Артаньян и три мушкетера», а сейчас помогает молодым полтавским музыкантам

18 ноября 2016, 13:38
Поделитесь публикацией:
Легенда звукозаписи Леонид Сорокин: «После нашего поздравления с сорокалетием Высоцкий расплакался»

Пленка, ножницы и клей. Таким образом в 60-х звукорежиссеры творили музыкальные композиции. Сейчас весь этот инвентарь заменяет компьютер. Как звукозапись начиналась в маленькой Полтаве и Советском Союзе в целом, какой путь становления она прошла рассказал легендарный звукорежиссер Леонид Сорокин. Его по праву можно назвать ветераном этой профессии, ведь он занимается записью с 1966 года. 30 лет отработал на областном радио, записывал передачи, песни, концерты.

"У нас тогда работал сильный главный инженер Александр Фоменко и молодой журналист с новыми идеями Василий Котляр. Коллектив подобрался замечательный, мы отпуск недогуливали, приходили на работу раньше. И Фоменко подал идею: в городском доме культуры и в областном театре Гоголя построить микшерские аппаратные с огромным пультом и микрофонами. Таким образом мы могли записывать и транслировать концерты куда угодно, вплоть до Канады. А в доме культуры в то время постоянно проходили концерты. В филармонию пришел новый директор Герман Юрченко и народ начал ездить на концерты в Полтаву чуть ли не ежедневно. Музыкальные коллективы и звезды эстрады специально просились к нам на гастроли, потому что их здесь хорошо записывали ", — рассказал Леонид Сорокин.

В те годы со студиям было трудно. Более-менее приличная студия находилась в государственном доме звукозаписи в Москве. Музыканты приезжали в Полтаву сначала для записи концертного варианта, а затем здесь построили радиодом для студийных записей. Тогда же появилась работа в кино. Первый фильм с участием Леонида Сорокина — "Д´Артаньян и три мушкетера" — принес звукорежиссеру популярность. Ради записи композитор Максим Дунаевский приехал в Полтаву. После записи первой композиции, режиссеры кинокартины были в восторге, и работа закипела. Целых три месяца Сорокин писал музыку, причем работал в основном по ночам, потому что днем студия была занята под областное радиовещания. По словам Сорокина, во время записи без казусов не обошлось, причем таких, которые заметно в кинокартине:

"Сейчас на компьютере я могу вернуться в любое место и восстановить запись. А раньше музыка записывалась на узкой пленочке. Пленка резалась ножницами под углом 45 градусов и склеивалась клеем. А потом наконец из заграницы привезли скотч. Если ты не угадал при монтаже, можно было скотч отклеить, вставить туда кусок и заново приклеить. Однажды монтируя я потерял 1/8 ноту, а это около 8 сантиметров. Возле урны лежало много нарезанной пленки и эта нота была среди мусора. Мы полдня ее искали. а 1/8 ноты — это марш, который прихрамывает через отсутствующий кусок, и идет дальше. Позвонили режиссеру Хилькевичу и попросили, чтобы гвардейцы на конях тоже захромали в этот момент. Ему идея понравилась, он согласился, а потом забыл. В результате. в фильме музыка прихрамывает, а гвардейцы — нет. "

После записи "мушкетеров" на время положили на полку. Сначала фильм планировался пятисерийный, а потом вышло постановление, что не надо советским зрителям многосерийности, мол, это буржуазная зараза. Режиссер Георгий Хилькевич едва добился разрешения на съемку трех серий. Правда, у него одна из серий по хронометражу вышла, как две. "И вот, однажды я приехал в Полтаву из командировки, захожу во двор, а мальчишки во дворе играют шпагами в мушкетеров, и тогда я понял, что фильм пошел в эфир", — делится воспоминаниями звукорежиссер.

Затем был "Карнавал", "Зеленый фургон", "Ах, водевиль, водевиль", мультфильмы. На студии в Москве Леонид Анатольевич работал в несколько смен, записывал музыку ко многим фильмам, которые сейчас посмотреть можно только в интернете. "Почти все, что я записал, сейчас запрещено в Украине".

В течение 15 лет Леонид Сорокин спал по три часа в сутки. Днем работал на радио, а потом шел домой, переодевался, ел, снова шел на радио и до утра записывал музыку. Затем перешел работать на радио "Довіра" в Полтаве, где Сорокин по пятницам вел авторскую программу "Леонид Сорокин представляет". Параллельно она шла на телеканале "ЮТА". К нему в гости приходили Валерий Меладзе, Борис Моисеев, Михаил Круг. Приезжая в Полтаву на гастроли, музыканты днем приходили на студию, а вечером давали концерт. Радио было хорошей рекламой, ведь слушатели могли звонить и задавать вопросы. После трех лет работы эта передача стала неинтересна владельцам студии. "В таком маленьком городе найти интересных людей трудно, они очень быстро заканчиваются. А приезжие артисты не всегда умели красиво говорить. Например, Лев Лещенко. Я полчаса пытался его расшевелить, пока он наконец начал что-то рассказывать", — вспоминает Сорокин.

Постепенно Леонид Анатольевич стал известен в Советском Союзе. Он был вхож во все московские театры, ему предлагали остаться в Москве, Брюсселе, Варшаве. Генеральный директор вокальной студии "Мелодия" предложил ему работу, пообещал сейчас общежитие, а через год — квартиру. Но комфортная и уютная Полтава Сорокина привлекала больше. Хотя сейчас звукорежиссер признается: сожалеет, что тогда не поехал. После перестройки работа закончилась, кино умерло. И осталось радио. Работа не слишком денежная, зато интересная. Причем смешные конфузы случаются не только при записи музыки к фильмам:

"На областном радио у нас был радиожурнал "Край мой, родной ". В то время звукооператором работала молоденькая девушка. А пульт так устроен, что имел два переключателя. Если вверх поднять, то включал наше радио, а если вниз — трансляцию Киева и Москвы. Передача шла на пленке. Я взглянул на часы и увидел, что звукооператор на две минуты позже передачу включила в эфир. Она явно не укладывается в отведенный отрезок времени, и вот уже подходит завершение передачи, а наша звукооператор растерялась и не знает, что делать. Наконец она не выдерживает, тянется к переключателям. Голос диктора с нашей пленки говорит: "Из-за кустов показалась мохнатая морда ..." и в это время наша Валя переключает на Киев, а оттуда бодрый голос "... Карла Маркса и Фридриха Энгельса". Оказывается, город слушал, сразу начались звонки на радио — народ хохотал".

Однако смешными историями сыт не будешь и денег не заработаешь. Поскольку работа сама в руки не шла, приходилось ее искать за пределами Полтавы. Максим Дунаевский договорился с администратором Высоцкого сыграть с полтавским ансамблем "Фестиваль". У него в то время был концертный график в Северодонецке. "Фестиваль" работал в первом отделении, а во втором Высоцкий пел сам. Там же Высоцкий праздновал свое 40-летие. Он вышел на сцену, а на табло высветился запись с приветствием. Леонид Сорокин вспоминает, что Высоцкий в этот момент прослезился.

"Он был жесткий в работе, а вне ее — мягкий, доброжелательный человек. После концерта мы еще встречались на студии в Москве и у него дома. Этакие дружеские посиделки. Владимир Высоцкий тогда ухаживал за Мариной Влади и очень комплексовал. Говорил, что Марина оплачивает все его поездки и ему стыдно. Именно это побудило его давать по 5-6 концертов в день в Северодонецке. А после этого еще ездить с концертами в школы, институты ", — рассказывает Сорокин.

Сейчас Леонид Анатольевич занимается начинающими полтавскими музыкантами. Он сделал известными на весь мир ансамбли "Фестиваль", "Краяны", "Фристайл". Записывает дома полтавские группы, в основном для удовольствия. Молодые вокалисты считают за честь записаться в Сорокина. Полтавские группы "Казино", "Тутти" записали у него чуть ли не первые песни. Сейчас Леонид Анатольевич сводит альбомы для местной группы "Онейроид".

"В Полтаве так много музыкантов, что многих я даже не знаю. Два года назад у меня появился коллектив, которому я записал альбом. Очень молодые и талантливые люди." Времени нет "они назывались. Их руководитель Александр — очень талантливый, сам пишет тексты и музыку. Жаль, что коллектив распался и сейчас все это пропало ".

Однако работы хватает и с менее талантливым поколением музыкантов. Леонид Анатольевич убежден, что прежде чем ехать на конкурс, выходить на сцену, надо попробовать себя в студии. Там каждое слово вычищается, расставляются акценты, ударения. Поэтому, когда началась волна против фонограммщиков, он придерживался того мнения, что на фонограмме тоже поет артист, за него это никто не делает. Хотя существенную помощь звукорежиссера в этом деле он не исключает. "Для меня, лучше пусть человек поет под фонограмму, чем фальшивит в микрофон. Тем более каждый день появляются новые приборы и устройства, благодаря которым спеть может даже тот, кому медведь на ухо наступил. Мне, как звукорежиссеру, нужно постоянно быть в курсе этих новинок, продолжать изучать и осваивать эту науку. Я занимаюсь звукорежиссурой полвека и почти ничего не знаю о звукозаписи — сложная это наука".

Автор: Светлана Борисенко



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!