Новые подробности "стройки века": проект ЦХОЯТ становится очень дорогим и очень закрытым
Министерством топлива и угольной промышленности Украины и НАЭК «Энергоатом» было объявлено о начале строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ)
В 2005 году Министерством топлива и угольной промышленности Украины и НАЭК "Энергоатом" было объявлено о начале строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), на которое будет направляться отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с трех украинских атомных станций – Хмельницкой, Ровненской и Южно-Украинской АЭС. По оценкам специалистов НАЭК "Энергоатом", затраты на строительство и эксплуатацию ЦХОЯТ должны были быть в четыре раза меньше, чем расходы на вывоз ОЯТ в Россию, а сделанные инвестиции должны были окупиться за четыре года эксплуатации хранилища.
После этого прошло 9 лет. Наконец, в августе 2014 года, было объявлено о новом старте проекта. В торжественной церемонии, посвященной началу строительства ЦХОЯТ, приняли участие глава Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Сергей Божко, президент ГП НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский и доктор Крис Сингх - президент компании Holtec International, основного подрядчика проекта.
По словам президента ГП НАЭК Юрия Недашковского, реализация проекта ЦХОЯТ являлась задачей даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. "К сожалению, с момента подписания в 2005 году контракта между "Энергоатомом" и компанией Holtec прошло уже 9 лет. Но только сейчас мы смогли преодолеть все бюрократические препятствия и приступить к физическому выполнению важнейшего проекта. Сейчас у нас есть все необходимые предпосылки для своевременного завершения строительства централизованного хранилища и решения проблемы хранения в Украине отработавшего ядерного топлива с украинских АЭС", - отметил руководитель "Энергоатома".
В свою очередь, президент компании Holtec International доктор Крис Сингх заверил президента НАЭК "Энергоатом", что Украина получит современную и безопасную технологию длительного хранения украинского отработавшего ядерного топлива.
"Работая вместе с НАЭК "Энергоатом", мы с уверенностью смотрим на перспективы успешного ввода в эксплуатацию Централизованного хранилища и применения нашей современной технологии хранения топлива, которая обеспечит Украине значительную стратегическую независимость в области ядерной энергетики, не говоря о больших экономических выгодах, которые может получить Украина", - добавил К. Сингх.
Согласно заявлениям руководства НАЭК "Энергоатом" и Holtec International пусковой комплекс хранилища должен был начать функционировать в конце 2017 года. За эти три года киевское ООО "КМВ БУД" провело запланированные работы по "очистке площадки строительства от растительности", получив за это 5 миллионов гривен. Вот и все, пожалуй. Хотя нет. На подходе новые достижения. Предполагается, что подготовка площадки для проведения строительства "должна быть завершена до конца августа 2017 года" и стоить это будет еще 34,3 млн. грн. Другими словами, за последние три года, как и за 9 предыдущих лет, по строительству ЦХОЯТ не было сделано практически ничего, а ввод в эксплуатацию пускового комплекса хранилища перенесен в очередной раз. Теперь уже на конец 2019 года.
Попробуем дальше разобраться в причинах такой "оперативности" в реализации "строительства века". Опираясь на полученные редакцией материалы расследования, проведенного "Ассоциации защиты прав граждан Украины", и новые подробности, вскрывшиеся в проекте.
Подробность первая – стоимость строительства ЦХОЯТ планируется увеличить в 10 раз - до 1,4 млрд. долларов.
Первый контракт на строительство ЦХОЯТ был заключен с американской компанией Holtec International еще в 2005 году, по итогам проведенного тендера. Стоимость первоначального контракта составила 127,8 млн. евро или более 170 млн. долларов по курсу 2004 года, а его условия были очень выгодными для Украины.
В частности, контракт предусматривал организацию финансирования 85% его стоимости американской стороной через кредиты по низкой процентной ставке, уплату компанией Holtec всех налогов и сборов, возникающих в ходе выполнения контракта, гарантированную передачу Украине технологий на производство контейнеров для хранения отработавшего ядерного топлива, четкую формулу индексации суммы контракта, а также разрешение споров по нему по украинскому законодательству.
Этот контракт предусматривал не только поставку необходимого оборудования и технологий, но и проведение компанией Holtec International строительно-монтажных работ. Другими словами, был подписан довольно успешный для Украины контракт "под ключ", предусматривающий максимальную ответственность подрядчика.
Но реализацию контракта пришлось отложить на целых 9 лет по целому ряду объективных и субъективных причин. Например, только в феврале 2012 года Верховная Рада Украина все же приняла закон "Об обращении с отработанным ядерным топливом по размещению, проектированию и строительству ЦХОЯТ", а вопрос выделения земли для объекта был решен лишь в апреле 2014 года - под реализацию проекта Кабмин выделил два земельных участка общей площадью 45,2 га в зоне отчуждения ЧАЭС.
Но даже после этого, в 2014 году, никаких работ, кроме забивания колышка и Украинского и Американского флагов в землю, не велось. Зато украинские и американские юристы весь год активно работали над новым пакетом документов. Причем Украину в этих документах буквально положили на лопатки.
26 января 2015 года, в Брюсселе было подписано новое дополнительное соглашение к контракту на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Естественно, глубоко конфиденциальное. Пресс-служба "Энергоатома" ограничилась только анонсированием его "как важного шага на пути усиления энергетической независимости Украины от внешних поставщиков энергоресурсов и услуг". Известна стала лишь стоимость нового соглашения – 300 млн. долларов, которые должны были уплатить компании Holtec за поставку оборудования и технологий в период до 2020 года. А также то, что Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин обвинил Президента НАЭК "Энергоатом" Юрия Недашковского в подписании этого соглашения без получения на это необходимых согласований и полномочий от министерства.
Однако, в публичное поле все-таки попали подробности условий нового соглашения. "Обозреватель" в 2015 году сделал обзор, в котором написал, что с весны 2014 года переговоры между "Энергоатомом" и Holtec касательно сооружения хранилища возобновились, но американская сторона серьезно ужесточила свою позицию и стала настаивать на изменениях базового контракта, заключенного в 2005 году.
В числе новых требований – существенное увеличение суммы контракта, отказ Holtec от его финансирования на предыдущих условиях, отказ от уплаты налогов и сборов, отмена гарантий на передачу технологий на производство контейнеров.
В связи с этим, президент НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский дал поручение соответствующим службам компании в кратчайшие сроки сформировать рабочую группу, которая должна была провести тщательный анализ новых условий на предмет их обоснованности и "сблизить" позиции сторон по спорным вопросам путем поиска разумного компромисса. Однако, "результат" работы рабочей группы оказался по-настоящему "впечатляющим".
По информации источника "Обозревателя" в "Энергоатоме", новая редакция контракта содержит совершенно кабальные условия для украинской стороны, а именно:
Несмотря на отказ Holtec от осуществления строительно-монтажных работ (примерно 20% стоимости базового контракта), стоимость нового контракта выросла до 300 млн. долл. только на этапе строительства пускового комплекса. Налоги и сборы, которые могут возникнуть по украинскому законодательству в ходе исполнения контракта, согласно новому соглашению оплачивает в полном объеме украинская сторона. Всю сумму контракта оплачивает "Энергоатом" без привлечения финансирования с американской стороны. Более того, для НАЭК предусмотрены авансовые платежи в размере до 85% от стоимости исполнения каждого этапа контракта. Вместо банковской гарантии выполнения контракта Holtec International предоставляются никем не подтвержденные долговые расписки американской компании. Передача технологий в новом соглашении не гарантируется, вопрос о передаче технологий на производство контейнеров переносится на дополнительное двустороннее решение в 2017 году. Украинская юрисдикция при разрешении споров по контракту заменена на Стокгольмский арбитраж. Но самым важным моментом является то, что компания Holtec не предоставила достаточных расчетов и обоснований для существенного изменения контрактных условий.
Дальше началось самое интересное… НАЭК "Энергоатом" далразвернутый ответ на информацию издания, который поставил много новых вопросов.
Во-первых, в ответе было заявлено, что "контракт действительно имеет гриф "конфиденциально". Но зато … "компания Holtec International является резидентом США и подпадает под строжайший антикоррупционный контроль со стороны американских правоохранительных органов. То есть, контракт полностью прозрачен, не содержит офшорных схем и застрахован от коррупционной составляющей". Хотя никто и не утверждал, что контракт не выгоден Holtec International, наоборот говорилось прямо противоположное – новое соглашение выгодно компании Holtec и крайне невыгодно НАЭК "Энергоатом" и Украине.
Во-вторых, признавалось увеличение стоимости контракта с Holtec International по сравнению с первоначальной версией соглашения с удивительной аргументацией. "Напоминаем, что первичный контракт был подписан в 2005 году и содержал цены 2004 года. Было бы удивительным, если бы за более чем 10 лет заложенная в сумму контракта стоимость технологий, работ, комплектующих и сырья оставалась прежней. За это время стоимость металла на Лондонской бирже и даже гонорары украинских журналистов выросли в несколько раз, тогда как цена контракта, выросла лишь на 71,9%, с 127,8 млн. евро (или 179 млн. долл. по курсу 2004 года) до 300 млн. долл.". При этом НАЭК "Энергоатом" абсолютно не смутил тот факт, что стоимость технологий в энергетике за этот период постоянно снижалась. Что у специалистов, профессионально оценивающих ситуацию на рынке услуг по хранению ОЯТ, есть хорошее понимание справедливой стоимости таких услуг и данные по их изменению с 2005 года.
Отдельная ирония ситуации заключается в том, что не только журналисты и общественность, но и, как минимум, две государственные структуры - Национальная комиссия (НКРЕКП) и Минэнерго публично оспорили корректность предоставленных Holtec International расчетов. Причем НКРЕКП и по сей день считает их завышенными и отказывается учитывать в тарифе.
В-четвертых, НАЭК "Энергоатом" признал, что контрактом 2005 года предполагалось 85% кредитование проекта хранилища американской стороной, а "в новом документе поиск финансов полностью возложен на НАЭК "Энергоатом". Пункт очевидно невыгодный, обосновать его изменение практически невозможно, но Энергоатом все-таки попытался это сделать. Оказалось, что "если бы старый контракт продолжал действовать, то за десятилетие, которое прошло с момента его подписания, исходя из текущих кредитных рейтингов государства, стоимость привлечения товарного кредита для НАЭК "Энергоатом" составила бы 16,5-18,5% годовых в валюте. В связи с чем предложенная ранее финансовая схема не имеет практической реализации в нынешних условиях. Что вопрос кредитного финансирования проекта является на 100% вопросом доверия. И к власти, и к финансовой и банковской системе Украины. Откуда возьмется такое доверие, если Украине потребовалось 7 лет с момента подписания контракта до принятия Закона о строительстве хранилища ОЯТ, и еще 2 года, чтобы Кабмин имплементировал это решение Верховной Рады". Данный тезис звучит просто феерически - раз Украина не выполняет свои обязательства, раз Украине не доверяют, раз ставки для Украины высокие, то именно Украина, а не американская компания и должна занимать деньги. Найдите, пожалуйста, здесь логику.
Было еще и в-четвертых, и в-пятых. Об отказе от банковских гарантий, чтобы не увеличивать стоимость контракта. Или о предоставлении компанией Holtec расчетов, которые видели специалисты "Энергоатома" и которые являются конфиденциальными для всех остальных. Иными словами - да, банковской гарантии теперь нет, что мы и подтверждаем. Да, расчеты мы тоже показать не можем. Но мы очень, очень верим честному слову Holtec International и призываем к этому всех остальных. Бывает и так…
Хотя, один пункт НАЭК "Энергоатом" все же подметил верно. В ответ на утверждение, что "украинская юрисдикция при разрешении споров по контракту заменена на Стокгольмский арбитраж", они справедливо указали, что "в действительности, в соответствии с условиями контракта, спорные вопросы подлежат передаче на рассмотрение в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Европейской арбитражной палате г. Брюссель (Бельгия)". Т.е. украинскую юрисдикцию "слили", но не в Стокгольм, а в Брюссель. Это важное уточнение.
В заключение НАЭК "Энергоатом" привычно обвинил журналистов не только в сознательной дискредитации компании, но и подрыве репутации своего контрагента – компании Holtec International c целью срыва реализации проекта по строительству Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива. "Тема травли Энергоатома и украинского правительства в связи с контрактом с американской компанией Holtec International полностью идентична действиям России по дискредитации основного конкурента по производству свежего ядерного топлива для украинских АЭС – компании Westinghouse". Господа, если три года, после очередного торжественного старта, ничего не делать - репутация действительно пострадает. Кстати, за это время Westinghouse вообще обанкротился. К счастью, контракты с ним, не имели долговых расписок. Это к вопросу о рисках.
В результате, сейчас Кабинет министров Украины и НАЭК "Энергоатом" одновременно оперируют различными, противоречащими друг другу цифрами стоимости строительства ЦХОЯТ. Согласно официальной информации, на которую постоянно ссылаются чиновники, строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива будет стоить 3,7 млрд. грн., в том числе пусковой комплекс – 1,2 млрд. грн. Строительство пускового комплекса проектной емкостью в 3 618 топливных сборок теперь предполагается завершить в 2019 году.
Вот только вопрос в том, что эти цифры значительно меньше стоимости нового соглашения с компанией Holtec International, которое составляет 300 млн. долл. или более 8 млрд. грн. по текущему курсу, касается только запуска пускового комплекса и не включает строительно-монтажные работы. Возникает закономерный вопрос, каким образом в принципе оказалось возможным заключение контракта с компанией Holtec на поставку технологий и оборудования, стоимость которого в несколько раз превышает согласованную бюджетом стоимость строительства Централизованного хранилища ядерного топлива "под ключ"? Да еще и, если верить Министру энергетики и угольной промышленности, без согласования с профильным министерством.
Однако, это далеко не все. В конце 2016 года НАЭК "Энергоатом" обратился в Кабинет Министров Украины с новым "замечательным" предложением. Согласно этому предложению стоимость пускового комплекса ЦХОЯТ должна вырасти в 4 раза, до 4,8 млрд. грн. А стоимость всего проекта строительства "взлететь" в 10 (десять!!!) раз. С 3,7 млрд. грн. до 37,22 млрд. грн. или 1,4 млрд. долл.Вот так в цифрах и материалах от самого НАЭК "Энергоатом" проявляются новые условия "суперконфиденциального" соглашения. Причем отказаться от новых условий будет крайне сложно. В схеме не зря появился бельгийский суд.
Таким образом, с ЦХОЯТ полностью повторяется ситуация, ранее сложившаяся с проектом строительства второго сухого хранилища отработанного ядерного топлива (СХОЯТ-2) при Чернобыльской АЭС. Тогда первоначальная стоимость контракта, подписанного с французской компанией Framatome, составила 68 млн. евро. После передачи этого контракта компании Holtec International, и также при активной поддержке Недашковского, стоимость этого контракта выросла сначала до 190 млн. евро, затем до 250 млн. евро, а на данный момент уже приближается к 400 млн. евро. Разница только в том, что за СХОЯТ-2 платят международные доноры, а на проекте ЦХОЯТ "банкет" для компании Holtec оплачивают украинские налогоплательщики. И обходится для них этот "банкет" почти в 1000 гривен на каждого человека, включая пенсионеров и детей.
Интересно, как при росте цены в 10 раз, будут выглядеть сроки окупаемости проекта строительства ЦХОЯТ? Также вырастут в 10 раз, до 40 лет? Впрочем, все расчеты с оценками сроков окупаемости строительства также, видимо, являются "суперконфиденциальными". НАЭК "Энергоатом" категорически отказывается предоставлять их и предлагает поверить им исключительно на честном слове и только после окончательного утверждения проекта Кабинетом министров Украины.
При этом исходные данные для расчета окупаемости проекта постоянно меняются. Мы знаем только, что предполагаемая стоимость строительства ЦХОЯТ теперь выросла до 1,4 млрд. долларов. Но не знаем величины расходов НАЭК "Энергоатом" на вывоз ОЯТ на переработку в Российскую Федерацию – в своем письме "Энергоатом" назвал сумму в размере 650 млн. долл. за 5 лет, что составляет около 130 млн. долларов в год. Но не предоставил к этим цифрам никаких подтверждающих документов. Мы не знаем также ежегодной стоимости эксплуатации ЦХОЯТ и процентной ставки, по которой Украина и "Энергоатом" смогут привлечь более миллиарда долларов на проведение строительства. И серьезно опасаемся, что суммарная стоимость этих обязательств может даже превысить стоимость вывоза ОЯТ в РФ, особенно если ориентироваться на 16,5 – 18,5% годовых в валюте, озвученных "Энергоатомом" в ответе "Обозревателю".
Подробность вторая – ради проекта ЦХОЯТ "Энергоатом" пытается переписать украинское законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.
Параллельно с предложением увеличить стоимость строительства ЦХОЯТ до 1,4 млрд. долларов НАЭК "Энергоатом" подготовил целый пакет предложений по изменению проекта Закона "Об оценке воздействия на окружающую среду", принятого Верховной радой 4 октября 2016 года и позднее ветированного Президентом с целью внести в него дополнительные изменения. Этот законопроект входит в пакет обязательств Украины перед ЕС и должен обеспечить синхронизацию украинского экологического законодательства с подписанными Украиной международными конвенциями "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (ЭСПО) и "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхусская конвенция).
Согласно материалу, подготовленному специалистами МБО "Екологія-Право-Людина" (ЕПЛ) для "Зеркала недели", в своих предложениях НАЭК "Энергоатом" предлагает внести в проект закона "Об оценке воздействия на окружающую среду" следующие изменения:
Изъять из законопроекта обязательства об обнародовании уполномоченным органом решения о проведении запланированной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, на своем официальном сайте и в печатных СМИ. Ограничить доступ общественности к проектной документации исключительно выводами отчета об оценке воздействия на окружающую среду. Изъять из законопроекта обязательства об информировании общественности, сборе письменных замечаний и проведении общественных слушаний. "Энергоатомом" предлагается отдать вопрос проведения общественных слушаний на полное усмотрение органа, принимающего решение. Изъять из документа правило об утрате действия решения об оценке воздействия на окружающую среду, если в течение 5 лет не было принято решение о проведении запланированной деятельности. Изъять из законопроекта правило об обязательности предоставления полного отчета об оценке воздействия на окружающую среду и отчета об общественном обсуждении для получения решения о проведении запланированной деятельности.
Таким образом, "Энергоатом" предлагает свести к нулю влияние общественности и, тем самым, практически полностью выхолостить экологическое законодательство и нейтрализовать процедуру оценки воздействия на окружающую среду как инструмент защиты интересов граждан и реализации экологической политики государства. НАЭК "Энергоатом" даже не смущает тот факт, что Комитеты по внедрению и соблюдению Орхусской конвенции и Конвенции ЭСПО уже признали Украину нарушительницей взятых на себя обязательств, а Европейское энергетическое сообщество возбудило процедуру признания Украины нарушителем.
Даже поверхностный анализ предложений "Энергоатома" позволяет выявить их тесную связь с ситуацией, сложившейся вокруг строительства Централизованного хранилища. Оценка воздействия на окружающую среду проекта ЦХОЯТ была проведена еще в 2007 году, общественные слушания, по заявлению самого НАЭК "Энергоатом", состоялись в 2008 году. С тех пор прошло 9 лет, почти в 2 раза больше 5 лет, предусмотренных законом. С тех пор была Фукусима, с тех пор было подписано новое соглашение с Holtec International, значительно уменьшающее ответственность этой компании. Наконец, с тех пор в ТЭО проекта ЦХОЯТ был внесен целый ряд изменений, о которых ничего не известно общественности.
Все это время НАЭК "Энергоатом" пытается всячески избежать информирования общественности и проведения новых общественных слушаний, ссылаясь на то, что "общественные слушания проводятся до момента принятия решения Кабинетом Министров Украины", которое датировано 2011 годом. И при этом полностью игнорирует очевидные и вопиющие факты. Что большинство жителей прилегающих к зоне строительства районов и депутатов местных советов не обладает информацией о проекте и его воздействии на окружающую среду. Что, согласно данным социологического исследования, проведенного в конце 2016 года, более 96% жителей Киева и Киевской области выступают против строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, даже при условии выплаты денежной компенсации в размере 10% от стоимости проекта. А 91% опрошенных убеждены, что решение о строительстве ЦХОЯТ должно приниматься с обязательным учетом мнения общественности. Наконец, что главным условием начала строительства по итогам общественных слушаний должно было стать его одобрение на местных референдумах, которые были отменены после вывода зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС из сферы ответственности местных органов власти.
Такое откровенное пренебрежение требованиями национального и европейского законодательства, международными Орхусской конвенцией и Конвенцией ЭСПО, а также полное игнорирование интересов и роли общественности, безусловно, не добавляет популярности проекту ЦХОЯТ и создает серьезные угрозы для его реализации. Особенно на фоне тотального срыва всех сроков, обещаний, откровенного популизма и многократного раздувания бюджета строительства.
Нериторические вопросы вместо заключения.
Публично агитируя за проект ЦХОЯТ, НАЭК "Энергатом" заявляет, что "в США, Китае и Европе задача хранения отработанного ядерного топлива безопасно и экономично решается путем строительства "сухих" хранилищ". Это абсолютная правда, только в ней скромно опущено одно единственное слово - пристанционных. Глобальных, централизованных, мегахранилищ по миру крайне немного. В основном, ОЯТ хранят при атомных станциях, благо места оно занимает немного.
Особая ирония в том, что провальное проведение строительства ЦХОЯТ, началось как раз после успеха строительства такого пристанционного хранилища в Украине. В 2001 году на Запорожской АЭС было введено в строй пристанционное хранилище ядерного топлива для шести реакторов. Объект был построен достаточно быстро, хотя и не без трудностей. С тех пор он многократно окупился.
Идея создания аналогичных хранилищ при других станциях была не только очевидна, но и внесена в стратегию развития атомно-промышленного комплекса Украины. Однако от нее отказались в пользу "стройки века". Главным публичным аргументом в пользу Централизованного хранилища была названа оптимизация затрат на строительство – мол, строить одно большое хранилище будет дешевле, чем три маленьких. Впрочем, этот аргумент теперь, через 12 лет после подписания первого соглашения, выглядит смешно с учетом попыток увеличить стоимость проекта ЦХОЯТ до 1,4 млрд. долл. За эти деньги можно было не только построить 3 пристанционных хранилища, но еще и провести модернизацию энергоблоков на этих АЭС.
Еще одним, уже непубличным, аргументом в пользу ЦХОЯТ стало нежелание НАЭК "Энергоатом" проводить полноценные общественные слушания и консультации с общественностью и местными органами власти по трем площадкам. Для того чтобы избежать необходимости отвечать на законные вопросы общественности и местных органов власти проект решили перенести в зону ЧАЭС, а саму зону ЧАЭС максимально вывести из зоны действия украинского законодательства.
Понадобились огромные ухищрения и гигантская потеря времени. На выходе через двенадцать лет получен практически нулевой эффект и многократный рост стоимости проекта. Иными словами, на тогдашнем решении Украина уже потеряла почти десятилетие, сотни миллионов долларов и продолжает терять дальше. Между тем, пристанционные хранилища вошли бы в строй, самое позднее, к 2010 году.
12 лет упорных и до сих пор безрезультатных усилий по строительству ЦХОЯТ заставляют задать несколько простых и жестких вопросов.
Зачем понадобилось отказываться от отработанной практики строительства пристанционных "сухих" хранилищ под предлогом экономии бюджета для того, чтобы в результате бюджет строительства ЦХОЯТ увеличился в 10 раз и достиг 1,4 млрд. долларов?
Зачем понадобилось избегать проведения информационных мероприятий и проведения общественных слушаний, проводить многократные изменения в законодательство, идти на нарушение подписанных Украиной международных конвенций для того, чтобы поставить под сомнение юридическую и общественную легитимность проекта?
Наконец, не было ли во всем этом сознательного умысла и личного интереса инициаторов и главных пропагандистов дорогостоящей и скандальной "стройки века"?