Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В вопросе возврата временно неподконтрольных территорий Донбасса после длительной паузы наступил момент, который может привести к серьезным изменениям в ситуации на востоке страны. Прежде всего этому способствует явное ухудшение социально-экономической ситуации на территории непризнанных "народных республик" ЛНР и ДНР, вызванное как блокадой со стороны Украины, так и некомпетентными действиями руководства сепаратистов.
Кадровые и экономические проблемы сепаратистов заставляют задуматься об их перспективах, как краткосрочных – в виде кадровых изменений в "руководстве" самопровозглашенных республик, так и долгосрочных – дальнейшей судьбе самопровозглашенных республик.
Кадровый голод 2014-2015
В целом проблемы с кадрами были характерны для самопровозглашенных республик с первых дней их существования и кадровый голод был настолько очевиден, что для его утоления приходилось использовать граждан Российской Федерации, несмотря на многочисленные заверения дипломатов, что "их там нет".
Наиболее заметной фигурой в этом плане был бесспорно "премьер-министр" самопровозглашенной ДНР российский политолог Александр Бородай, также являвшийся консультантом "православного" олигарха Константина Малофеева. Пробыл премьером он сравнительно недолго: с 16 мая по 7 августа, уступив этот пост нынешнему главе ДНР Александру Захарченко.
Менее заметным был "премьер-министр" самопровозглашенной ЛНР, также российский политтехнолог Марат Баширов, пробывший на этом посту с 4 июля по 20 августа 2014 года, также уступивший свой пост будущему главе ЛНР Игорю Плотницкому.
Также в самопровозглашенной ДНР отметились граждане другой непризнанной республики – Приднестровской. Так, представитель спецслужб ПМР Владимир Антюфеев с 10 июля по 23 сентября был первым заместителем председателя Совета министров самопровозглашенной ДНР.
С июля 2014 года по май 2015 года в ранге заместителя председателя Совета министров самопровозглашенной ДНР по социальным вопросам пребывал другой приднестровец Александр Караман, курировавший вопросы социальной защиты и гуманитарной помощи. В конце концов на этой почве был обвинен в хищении гуманитарной помощи и покинул ДНР.
В целом, несмотря на сравнительно недолгое пребывание на высоких постах непризнанных республик россияне и приднестровцы занявшие ключевые посты в структурах власти смогли наладить первоначальную работу в обстановке того хаоса, творившегося на неподконтрольной территории Донбасса весной-летом 2014 года, выступив в роли этаких "кризисных" менеджеров. По выполнении этой задачи власть начали передавать в руки местных элементов.
Правда, возможность кадровых назначений местные лидеры восприняли довольно своеобразно и принялись назначать на должности своих друзей, а случалось и любовниц.
С 22 октября 2014 по 18 марта 2015 года "министерство юстиции" самопровозглашенной ДНР возглавляла 26-летняя Екатерина Филиппова, дочь помощницы и как гласят местные слухи очень близкого друга главы самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко – Ольги Филипповой.
С февраля 2016 года свой пост и. о. министра иностранных дел занимает гламурная блондинка Наталья Никанорова, как считается весьма приближенная к телу председателя парламента ДНР Дениса Пушилина.
В "Луганской народной республике" в близких отношениях с ее главой Игорем Плотницким подозревали министра здравоохранения Ларису Айрапетян, покончившую с собой в сентябре 2016 года.
Иных уж нет, а те далече
В рамках передачи власти в "народных" республиках в руки местных элементов были выбраны ничем ранее непримечательные и даже не стоявшие у истоков "русской весны" Александр Захарченко в Донецкой и Игорь Плотницкий – в Луганской областях. На состоявшихся 4 ноября псевдовыборах они были "избраны" главами соответственно Донецкой и Луганской народной республик.
Информация о "боевых" заслугах обоих носила крайне противоречивый характер, например, подразделения "Оплота", чьим главой был Александр Захарченко, неоднократно обвиняли в охране объектов олигарха Рината Ахметова, "отжимах" бизнеса вместо участия в боевых действиях, а когда бойцы Захарченко все-таки оказывались на передовой, то часто просто убегали с них.
Не удивительно, что фактически с первых же дней образовалась оппозиция из числа полевых командиров сепаратистов, не желавших признавать власть "избранных глав республик" и особенно сильной эта оппозиция оказалась в самопровозглашенной ЛНР, в которой власть "силовиков" ощущалась особенно ярко.
Первым за публичную критику Игоря Плотницкого и "предательство идеалов республики" как считается поплатился Александр Беднов с позывным "Бэтмен", 1 января 2015 года расстрелянный из засады в районе города Лутугино. Буквально за 2 дня до этого, 30 декабря, в отношении личного подразделения "Бэтмена" "прокуратурой" ЛНР было возбуждено уголовное дело о причастности к похищениям и пыткам людей.
Затем пал народный мэр Первомайска Евгений Ищенко с позывным "Малыш", расстрелянный из автомата во время приема гуманитарного груза, также публично критиковавший Плотницкого.
В мае 2015 года погиб еще один активный критик Плотницкого – командир батальона "Призрак" Алексей Мозговой. Двумя месяцами ранее его уже пытались убить, но тогда покушение не удалось.
"Большую зачистку" 2015 года завершил командир "первого казачьего полка им.Платова" Павел Дремов, взорванный в авто 12 декабря во время поездки на собственную свадьбу. Перед этим успел обвинить Плотницкого в хищениях гуманитарной помощи и угрожал опубликовать некий компромат.
Следующая "ночь длинных ножей" в ЛНР произошла в сентябре 2016 года. После состоявшегося в августе 2016 года покушения на Игоря Плотницкого (или его имитации?) в организации подготовки государственного переворота были обвинены представители конкурирующей с главой ЛНР группировки экс-спикера парламента ЛНР Алексея Карякина, весной того же года лишенного этого поста и бежавшего в Россию.
"Отдуваться" пришлось бывшему премьер-министру непризнанной республики Геннадию Цыпкалову, задержанному МГБ и позднее найденному повешенным в своей камере. По мнению Алексея Карякина это было убийство, совершенное по приказу Игоря Плотницкого.
На фоне соседей до конца 2016 года ситуация в самопровозглашенной ДНР выглядела не то чтобы более стабильной, но менее кровавой. Влиятельные полевые командиры самопровозглашенной ДНР Игорь Гиркин и Игорь Безлер в 2014 году выехали в Россию, а командир батальона "Восток", экс-командир донецкой "Альфы" Александр Ходаковский хотя и выступал с критикой главы ДНР Захарченко, делал это довольно умеренно.
Громким убийствами стали ликвидация полевых командиров самопровозглашенной ДНР Арсения Павлова с позывным "Моторолла" и Михаила Толстых "Гиви", погибших 16 октября 2016 и 8 февраля 2017 года соответственно.
Но и здесь в отличии от ЛНР оба полевых командира не были замечены в публичной критике или оппозиции Александру Захарченко, равно как и наличии политических амбиций, разве что "Гиви" на похоронах Арсения Павлова обещал отомстить за смерть друга, но все же вероятнее всего были убийства по экономическим причинам (оба лидера боевиков прославились своими наездами на бизнес) или же зачисткой в преддверии рассмотрения иска Украины к России в международный суд в Гааге.
Что дальше: ДНР без Захарченка, Украина без Донбасса?
За последние пару недель глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко успел "прославиться" целым рядом глупостей, что вкупе с ухудшением экономической ситуации может вызвать вопрос об изменениях в ДНР.
Возможными вариантами этих изменений могут стать:
1) объединение ЛНР и ДНР под единым руководством;
2) смена руководства в ДНР.
Из двух данных вариантов более вероятным кажется смена главы ДНР Александра Захарченка, так как судя по уходу с каналов РФ риторики "Новороссии" и уходу идеологов данного проекта в тень, эта концепция пока отложена в архив где и будет пылиться. Свое значение может иметь и разногласие между российскими кураторами проектов ЛНР и ДНР: в первом случае им выступает ФСБ, а во втором ГРУ.
Что до возможных альтернатив Александру Захарченко на посту главы самопровозглашенной ДНР, то они скорее всего будут выбираться из числа 3 групп влияния, существующих сегодня в ДНР.
1) группа Захарченко-Бобкова-Тимофеева;
2) группа Пушилина;
3) Александр Ходаковский.
В первом группе наиболее вероятной кандидатурой кажется "серый кардинал" ДНР, экс-народный депутат Украины Александр Бобков. Правда ему самому похоже больше нравится играть роль главного "донецкого рантье" и теневого руководителя правящего клана, замкнувшего на себя основные финансовые потоки "республики", но если такая команда поступит от кураторов из Кремля, без сомнения будет выполнена.
В группе спикера парламента ДНР Дениса Пушилина единственной кандидатурой на роль нового "царя" может стать только он сам, против него же говорит тот факт, что он считается "гламурным мальчиком в пиджаке" чьи способности к решительным действиям неизвестны.
Что до Александра Ходаковского его шансы занять место Захарченко могут повыситься в ситуации, когда потребуется "жесткая рука", скажем для усмирения возможных беспорядков на территории самопровозглашенной ДНР. К минусам же относится традиционное недоверие и даже презрение, питаемое к офицерам, изменившим своей присяге.
Либо же все могут просто оставить как есть, о чем говорит и "непонятное покушение" на Александра Захарченко 8 мая во время поездки на Саур-Могилу. Даже в самой ДНР случившееся воспринимается скорее, как инсценировка и попытка "отбелить" главу ДНР.
Что же до более долгосрочных прогнозов касательно судьбы самопровозглашенных республик, то на сегодняшний день видятся 4 прогноза дальнейшего развития событий:
1) "крымский сценарий" — ввод на территорию ЛНР и ДНР российских войск и включение их в состав России по примеру Крыма.
В целом является маловероятным, так как сделать это можно было еще в 2014 году, сегодня же подобный шаг может повлечь за собой дополнительные санкции для российской экономики, что может ухудшить ее состояние.
2) возврат в состав Украины с особым статусом
Также является маловероятным, так как скорее всего взамен РФ потребует гарантий соблюдения Украиной внеблокового статуса страны, что будет необходимо закрепить на государственном уровне, например, правом жителей ЛНР и ДНР ветировать подобное решение. Украина вряд ли согласится на подобный шаг, тем более после оккупации Крыма.
3) "приднестровский сценарий" — сложившаяся ситуация будет "заморожена" на неопределенное время, а неподконтрольные территории будут отгорожены от остальной Украины блокпостами, кордонами и границей.
Данный вариант на данный момент является наиболее вероятным, чему во многом будет способствовать дополнительная нагрузка которая создадут 3,8 млн. человек проживающих на сегодняшний день на территории самопровозглашенных республик. Эта ноша будет переложена на плечи РФ и ее экономики.
4) "силовой возврат" неподконтрольных территорий Донбасса.
Данный вариант возможен только в случае полной уверенности невмешательства в события РФ и повторению участия ВС Российской Федерации в боевых действиях как это имело место в 2008 году в Грузии и летом 2014 года на Донбассе.
Новости партнеров
Новости