Блокировка российских ресурсов: обеспечение национальной безопасности или имитация бурной деятельности?

16 мая президент Украины подписал указ о новых санкциях против РФ, которые, в частности, предполагают блокировку соцсетей «Вконтакте» и «Одноклассники», сервисов поисковика «Яндекс», mail.ru, антивирусов Касперский и Dr.Web и многих других ресурсов

После того, как первое изумление по поводу блокировок прошло и штуки про "Северную Корею" иссякли, украинцы прислушались к экспертам. А они единодушно заявили: мало того, что украинские операторы технически не готовы реализовать такие механизмы, подобные решения вообще невозможно воплотить на 100%!
В связи с этим возникло несколько вопросов, в ответах на которые, когда страсти поутихли, мы решили разобраться вместе с экспертами.

Вопрос 1. Если все дело в национальной безопасности, то почему так долго ждали?
Украинские власти называют свое решение "вопросом безопасности" и "победой в жестокой информационной войне", однако большинство граждан страны с этим не согласны. Одни считают это наступлением на свободу слова, другие говорят, что граждан нужно учить критически мыслить, а не тотально все запрещать, а третьи справедливо задаются вопросом: если это вопрос национальной безопасности, то почему он не был решен еще три года назад?
- Где была Украина раньше и почему санкции вводятся только сейчас, а не два-три года назад, - это, пожалуй, один из главных вопросов, - считает финансовый эксперт FIBO Group Дмитрий Кучер. – Хотя, на самом деле, подобные вопросов много. Например: почему авиасообщение с РФ закрыли, а ж/д – нет? Почему добрались до ВК и Яндекса, а, скажем, "Сбербанк" и "ВТБ" продолжают работать? На мой взгляд, ответы очень просты. До тех пор, пока у украинского правительства есть интерес в этих компаниях, они будут работать. А нам будут демонстрировать имитацию бурной деятельности и "борьбу ради борьбы".


- Во всех действиях нынешней власти лежит материальный интерес, - соглашается экономист Всеволод Степанюк. - Рынок социальных сетей и почты - это довольно неплохие деньги, тем более, что было заявлено о запуске национальной соцсети.

Вопрос 2: Почему не изучили вопрос, не выяснили, что 100%-ная блокировка фактически невозможна и выставили себя на посмешище?
В "Яндекс" практически сразу заявили: главным пострадавшим от введенных санкций является украинский пользователь. Ведь компания 12 с лишним лет создавала украинский поиск, карты украинских городов, навигацию и несколько десятков различных проектов.
Еще через две недели в компании сообщили, что смогли обойти блокировку своих сервисов и вновь стали доступными для украинцев. Программисты компании использовали технологию переноса продуктов и сервисов на новый облачный ресурс, задействовав при этом смену IP-адресов. Использование такой схемы позволяет поисковику постоянно переезжать с места на место, меняя облачные сервисы и уходя от блокировок провайдеров. И это противостояние может продолжаться сколь угодно долго.
О способах ухода от блокировок неустанно сообщают своим пользователям и другие ресурсы.
По словам экономиста Всеволода Степанюка, основная причина такого конфуза – дремучая невежественность нынешней власти, которая на самом деле могла не знать, что заблокировать электронными средствами что-либо в интернете невозможно. Плюс желание поддержать в тонусе свой электорат, по разным оценкам это 15-20% людей, верящих пропаганде.


- Думаю, не стоит все объяснять невежеством и идиотизмом, поскольку вполне четко просматривается корыстный интерес, - считает экономист Александр Дудчак. – Сразу и цифру озвучили: 1 млрд долларов, которые нужно будет потратить на окончательный запрет российских сетей и создание альтернативных, но подконтрольных Киеву. Цифра, конечно, взята с потолка, но ее вполне могут потратить на какую-то кальку с российских ресурсов. И, кстати, думаю, что в правительстве прекрасно понимали, что реальное отключение этих ресурсов могло бы вызвать всеобщее недовольство. Но в том-то и дело, что власти ничем не рисковали, поскольку предвидели: основная масса пользователей решит проблему в течение 15 минут. В результате получился "пшик" с возможностью заработка для организаторов. А Украина в очередной раз продемонстрировала, что ее территория стерильна от демократии и свободы слова.

Вопрос 3: Если это просто очередные санкции против РФ, почему они не коснулись прочих российских компаний?
Политика является только поводом для действий – например, облегчает рейдерские захваты, продолжает Александр Дудчак. Если какую-то компанию с российским капиталом еще не "отжали", возможны два варианта: или украинское руководство "в доле", или план по захвату не сверстан.
- "Закон джунглей" сейчас заменяет в Украине и Уголовный кодекс, и Конституцию. И это притом, что все компании зарегистрированы в соответствии с украинским законодательством, платят налоги в украинский бюджет и дают работу гражданам страны, - подытожил экономист.
А вот юрист Андрей Вигиринский считает, что на этот вопрос нужно смотреть с разных сторон.
- Не стоит смотреть на проблему исключительно с националистической стороны: мол, если не запретим всё, это свидетельствует о двойных стандартах, - говорит юрист. – Думаю, что санкции нужно дифференцировать в зависимости от того, какой вред или угрозу национальным интересам может причинить деятельность тех или иных субъектов хозяйствования. Любые запреты нужно обосновывать, поскольку мы живем в правовом государстве.
Если говорить о соцсетях, продолжает юрист, то действительно вполне вероятно, что они используются для манипуляций и управления общественным мнением. Российские и американские ресурсы мало чем отличаются, но тут вопрос в том, как админы этих сетей относятся к конфиденциальным сведениям пользователей.
- Если у сотрудников СБУ есть обоснованные и доказанные факты незаконной передачи информации о пользователях российским спецслужбам, то до окончания конфликта деятельность этих соцсетей можно ограничить в интересах граждан, - считает Вигиринский. – Ведь дело не в том, что пишут ("выступления" в ФБ бывают еще хуже, чем в "ВК"), дело в том, что происходит наблюдение за людьми в этих сетях. Конечно, можно сказать, что все это полная чушь – мол, пусть каждый сам думает о своих фото, местах посещения, круге людей и т.д. Тем не менее, мне этот запрет кажется обоснованным. Хотя и несвоевременным, спустя три года после начала конфликта. Но здесь важно не путать: запретительные меры нужно предпринимать не в отношении всего российского, а в отношении исключительно того, что касается безопасности страны и граждан. Иначе это будет дискриминация по национальной принадлежности, и мировое сообщество этого нам не простит.
В этой связи нельзя не вспомнить о российских банках в Украине – любимую тему "патриотов".


Напомним, что в середине марта к пяти финучреждениям (Сбербанк, ВТБ, Проминвестбанк, БМ Банк и ВиЭс Банк) НБУ применил санкции, которые, правда, эксперты назвали чистым блефом, предпринятым исключительно для заигрывания с националистами.
- Анализ санкций, введенных регулятором в отношении группы российских "дочек", показывает: регулятор выбрал наиболее бессмысленные и безобидные, - считает аналитик Алексей Кущ. - Запрет на выплату дивидендов банкам, у которых зафиксированы миллиардные убытки, не имеет смысла, ведь выплат дивидендов не предвидится! То же самое касается и запрета на выдачу межбанковских кредитов, выдавать которые этим банкам попросту нечем.
Кстати, многим мозолит глава еще одно обстоятельство: в списках для санкций никогда не фигурирует Альфа-Банк. Эксперты поясняют, что никакой "зрады" нет: формально "Альфа" не является российским банком, так как принадлежит кипрской компании. Правда, за ней стоят физлица-россияне, но в целом этот вопрос достаточно спорный.

Вопрос 4: Кто и что потеряет?
По мнению Дмитрия Кучера, единственное, чего смогла добиться Украина своими блокировками, так это того, что российские компании потеряли существенную долю рекламного дохода от украинского рынка.
- И это более существенный урон для РФ, чем мнимая борьба с пропагандой, - считает эксперт. - Названная в качестве причины запрета борьба Украины с информационной пропагандой РФ просто смешна: все, кто пользовался, так и продолжают пользоваться через vpn-сервера. И неужели у РФ есть какие-либо трудности с пропагандой через Фейсбук? На мой взгляд, теперь задача для пропагандистов из РФ даже упростилась, ведь им теперь нужно прикладывать втрое меньше усилий. Учитывая, что большая часть украинских пользователей перешла из "ВК" и "Одноклассников" в Фейсбук, теперь можно концентрироваться только на одном ресурсе.
Эксперты уже подсчитали: Запрет Яндекса и соцсетей в Украине лишит российские компании 10% трафика. Естественно, это отразится на рекламных доходах российских предпринимателей.
Впрочем, наши северные соседи уверяют: они эту потерю переживут. И напоминают: Украина потеряет гораздо больше, поскольку это были наши дочерние фирмы, которые платили здесь налоги.

Вопрос 5: Почему украинцы не поддержали запрет?
Говоря о своем решении, Порошенко сообщил, что он закрывает свою страничку "Вконтакте" и призывает это же сделать других. Казалось бы, очень правильная формула: мол, я считаю, что так правильно и начал с себя! Почему же она не сработала?
Да потому, что украинцы восприняли это как желание властей тотально контролировать всё в интернете, считает Всеволод Степанюк. Результат, понятное дело, получился обратный – пользователи тут же нашли обходные пути.
- Запреты редко дают ожидаемый эффект, как говорится, "запретный плод сладок", - поясняет психолог Марина Деркач. – Немало людей возмущены тем, что с ними обращаются как с несмышленышами, выбирая, куда им ездить, что смотреть, что читать... Взрослые люди, обладающие критическим мышлением, считают, что способны сами отделить белое от черного, а черно-белое – от цветного. И, на мой взгляд, это мнение вполне справедливо, поэтому решение о блокировке и встретило такое противодействие.