УКРАИНА

общество

Новый скоростной режим и ответственность водителей

видеофиксация нарушений ПДД

Видеофиксация нарушений ПДД на дорогах невозможна

С началом нового года в силу вступило постановление Кабмина №883, предусматривающее внесение изменений в правила дорожного движения. В частности, документ предусматривает ограничение максимальной скорости в черте города до 50 километров в час и лимитацию срока действия водительских прав, выданных лицам, ранее не имевшим права управлять транспортным средством.

Кроме уже действующих с 1 января норм, в предложенном Кабинетом министров законопроекте предлагается увеличить штрафы за превышение скорости, вождение без водительских прав, оставление водителем места ДТП, увеличение наказания за вождение в нетрезвом виде, а также введение возможности ездить со скоростью 60 км/ч в ночное время (с 23:00 до 6:00). Максимальная сумма взыскания, предусматриваемая постановлением - 40 800 гривен (сейчас 510 грн). Стоит отметить, что пока данные опции в силу не вошли, так как они ещё должны быть проголосованы в Верховной Раде. Примечательно, что не все народные избранники осознали эту необходимость и говорят о повышении штрафов, как о свершившемся факте. Как, например, нардеп Борислав Береза, который назвал повышение штрафной пени «животворящим».

 

 

Неутешительная статистика по ДТП

Причиной ужесточения санкций для нарушителей стала неутешительная статистика. По данным аналитической группы Corestone Corp, вот уже несколько лет Украина неизменно входит в число мировых лидеров по смертности на дорогах. Первое место по количеству жертв ДТП занимает Грузия (163,6 на 1 миллион населения), далее идёт Российская Федерация, Армения и Индия. То, что наша страна заключает первую десятку в этом рейтинге является малоутешительным фактом. Ежедневно на дорогах Украины происходит в среднем 554 аварии, причём безусловным лидером по количеству ДТП среди городов является Киев. Председатель «Укртрансбезопасности» Михаил Ноняк недавно заявил, что ежедневно в Украине в ДТП погибают в среднем 12-15 человек.

По подсчётам экспертов, при снижении максимально допустимой скорости в городах с 60 до 50 км/ч шансы на выживание у пешеходов увеличиваются в 2-4 раза. Кроме того, при скорости движения в 50 км/ч сокращается тормозной путь транспортного средства с 55 до 40 метров. Это ограничение уже давно действует в большинстве стран Европы за исключением Азербайджана, Российской Федерации и Беларуси, где по-прежнему разрешается передвигаться по городу с отметкой 60 км/ч на спидометре. А в таких странах, как Андорра и Албания в городской черте запрещено превышать 40 км/ч.

 

Повисший в воздухе вопрос о видеофиксации нарушений правил дорожного движения

Ключевым инструментом контроля за выполнением водителями новых скоростных ограничений является внедрение фото- и видеофиксации нарушений. Ещё в ноябре прошлого года министр внутренних дел Арсен Аваков, комментируя ДТП в Харькове, унёсшее жизни шестерых пешеходов, заявил, что после того, как ВРУ примет ряд необходимых законодательных актов, в течение полугода по всей стране будет расставлена система из 4000 видеокамер.

Директор департамента коммуникаций МВД Артём Шевченко дополнил своего патрона и добавил, что система видеонаблюдения будет внедряться постепенно, причём часть из камер уже смонтирована и её нужно только подключить, а другую часть придётся закупать. Кто и как будет оплачивать закупку и установку спецоборудования пока не известно, также чиновник воздержался от озвучивания какой-либо конкретной суммы.

Необходимые законодательные акты, о которых говорил министр МВД, собирались принять ещё одновременно с вступлением в силу закона «О национальной полиции» 7 ноября 2015, а сам разрешающий фото- и видеофиксацию нарушений ПДД законопроект №2562 был подписан президентом Петром Порошенко парой месяцев ранее.

После этого о начинании забыли и только летом 2016-го в Министерстве внутренних дел сообщили о тестовом запуске системы фото- и видеофиксации в Киеве, Одессе и на Закарпатье. Тогда же глава ведомства заявил, что к финансированию проекта будут привлекаться крупные международные инвесторы, так как стоимость проекта немалая и государству сумма в 1-1,5 миллиарда долларов не по карману. Подобная мировая практика привлечения иностранных инвестиций действует довольно успешно. После установки спецоборудования инвестор, как правило, получает до 20% от вырученных за счёт изъятия штрафов средств. В министерстве даже начали разделывать шкуру неубитого медведя и подсчитали, что только за 6 часов работы видеокамер было зафиксировано нарушений ПДД на общую сумму штрафов в 3 миллиона гривен по действующему на тот момент законодательству, однако на этом всё дело и закончилось. Стоит отметить, что аналогичная попытка разрешить видеофиксацию была предпринята в 2010 году и потерпела фиаско, после того, как законопроект был обжалован в Конституционном суде.

 

Что возможно в Европе и невозможно в Украине

Казалось бы, что может быть проще системы, которая безотказно работает в большинстве стран Евросоюза? На самом деле не всё так легко. Согласно отечественным законам, штрафы выписываются не на водителя, совершившего правонарушение, а на владельца транспортного средства, а это, как отмечает большинство правозащитников, противоречит Конституции Украины и нарушает принцип презумпции невиновности. При таких условиях любой юрист может оспорить решение суда и, опираясь на нормы основополагающего закона, потребовать признания всех постановлений, вынесенных на основе систем автоматической фиксации, незаконными.

По мнению зампредседателя Координационного совета общенационального форума по вопросам безопасности дорожного движения Владимира Караваева, именно эта черта отечественного законодательства отпугивает приток инвестиций для реализации проекта. Адвокат Вадим Володарский сравнивает автоматическую процедуру обвинения собственника авто с ситуацией, когда в произошедшем убийстве обвиняют не настоящего преступника, а владельца квартиры, где оно произошло.

видеофиксация нарушений ПДД 

Схема, работающая в цивилизованных странах проста, как всё гениальное. В США, например, владельцу транспортного средства в случае зафиксированного правонарушения присваивается статус «получателя уведомления о нарушении» (не ущемляющий никаких конституционных прав). Для выхода из ситуации ему предоставляется три варианта действий: либо принять на себя ответственность за нарушение и заплатить штраф, либо предоставить сведения об истинном нарушителе, либо обжаловать решение должностных органов в суде. В случае игнорирования уведомления, ответчика ждут суровые санкции. Почему нельзя использовать методику, наработанную годами в других странах, ответить крайне сложно. Некоторые специалисты называют главной причиной закостенелость всей системы, в которой никто и ничего не хочет кардинально менять. Председатель правления «Всеукраинского партнерства за безопасность дорожного движения» Михаил Берлин считает - для того, чтобы сдвинуться с мёртвой точки в этом вопросе необходима политическая воля правительства. Без неё принятые законы ещё долго будут лежать «под сукном».

В случае полноценного введения видеофиксации, существенно снизятся коррупционные риски, так как назначение штрафов будет производиться без участия полицейских нарядов. Нарушителю попросту некому будет давать взятку, а это уже само по себе является важным шагом к искоренению традиционных «засад в кустах» и попыткам «договориться» с правоохранителями на месте происшествия. Впрочем, решить проблему коррупции на более высоких уровнях это не поможет.

Как бы там ни было, ситуация с фото- и видеофиксацией продолжает уже который год висеть в воздухе, и, хотя формально ограничение скорости в городах уже действует, инструментов для контроля за соблюдением водителями новых ПДД у полиции недостаточно, не говоря уже об отсутствии законодательной базы. Определять скорость «на глаз», преследовать и останавливать нарушителей скоростного режима полиция вне аварийной обстановки не может, а срок сертификации лазерных измерителей скорости, оставшихся от ГАИ, истёк, да и не предусмотрено их использование законом «О полиции». Так что ответственность за соблюдение скорости в черте города полностью лежит на совести рядовых участников движения.

Что же касается ужесточения правил дорожного движения в целом, включая существенное повышение штрафов, то здесь нельзя не отметить, что мировые эксперты в сфере автодорожного движения отмечают несколько факторов риска, влияющих на безопасность на дорогах - скорость, алкоголь, отказ от средств, обеспечивающих безопасность (ремни, шлемы и т.д.) и использование водителями мобильных телефонов. При этом скорость движения является очень тонким инструментарием, который можно регулировать не только простыми ограничениями и космическими штрафами, но и целым рядом других опций. Такими, как зонирование территории города в зависимости от интенсивности движения пешеходов и транспорта (в местах наибольшего скопления скорость меньше, на приспособленных участках - больше), использование инфраструктурных решений (не только крестообразное, но и круговое движение на перекрёстках), пропаганда правил дорожного движения и, наконец, система фото- и видеофиксации. Как показывает практика, только грамотное использование системы управления скоростью и снижение влияния других факторов риска позволит добиться положительного результата.

Теги:видеофиксация, нарушение, ПДД, правила дорожнего движения, скоростной режим, штраф

Версия для печати
Загрузка...
Loading...
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus