Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
По мнению журналистов, результатом работы антитабачных организаций в Украине стало не снижения уровня потребления сигарет, а сокращение количества производителей: с двадцати четырёх компаний до пяти — табачный рынок, поделили между собой четыре транснациональные табачные компании, а украинские производители практически исчезли. Об этом пишет издание "Деньги".
Именно под давлением антитабачников с сентября 2012 в Украине был утвержден полный запрет рекламы табачных изделий (в любой форме) – что было на руку производителям уже известных популярных брендов ТМ (Marlboro, Camel, Davidoff): у менее популярных сигарет шансов пробиться к покупателю не стало.
Сейчас антитабачные активисты сосредоточились на еще двух вопросах — агитация ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями в Украине и введение дополнительных ограничений для розничной торговли сигаретами. Но речь идет об очередной "дымовой завесе", считают журналисты. Наша страна присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака еще в 2005 г. (ратифицировала в 2006 г.) — производители разработали систему специальных маркеров, которые позволяют отслеживать перемещение каждого короба с сигаретами. И эффективно бороться с контрабандой можно уже прямо сейчас — только таможенными и полицейскими методами, а не очередными "протоколами о намерениях".
Еще одной из таких "завес" является законопроект № 4030 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (относительно защиты общественного здоровья от вредного воздействия табачного дыма), который очень активно продвигается ГО "Жизнь". Один из авторов проекта — нардеп Анна Гопко. Активистынастаивают на введении т.н. "слепых витрин" для табачных изделий — то есть никакой рекламы и информации на витрине. Торговая точка имеет право только разместить на витрине лист бумаги 30х40 см. с перечнем и ценами на сигареты. Также обсуждается и идея внесения в проект ограничения площади торговой точки по продаже сигарет (как с алкоголем).
Но как показала мировая практика — введение специфических ограничений на табак никак не отражается на уровне потребления. А сокращение произойдет — но некурящих, а реализаторов. Количество торговых точек по реализации сигарет сократится на 30 тыс. (сейчас действует около 70 тыс.). Главную выгоду из такой "сделки" получит самый крупный табачный дистрибутор Украины — компания "Тедис" (связанная с главными игроками рынка), получив возможность сократить логистические расходы почти вполовину, — считают журналисты издания "Деньги"
Один из последних трендов, антитабачники публично блокируют увеличение адвалорной ставки акциза, а именно она регулирует ценовую доступность сигарет. Украинская адвалорная ставка в 12% является одной из самых низких в Европе, это приводит к тому, что к цене пачки сигарет в 32 грн действует минимальное налоговое обязательство. А в цене таких брендов как Marlboro, Camel, Davidoff и подобных, составляющая адвалора мизерная. Несложно заметить, что такая ситуация более чем устраивает производителей премиальных брендов и стимулирует спрос на их продукцию. Однако, Константин Красовский, заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ Украины заявил недавно: "Адвалорный акциз ... потерял свой фискальный смысл. По сути, дал менее 1% от всех акцизных поступлений".
"В курсе международные доноры украинских антитабачных объединений, на что расходуются средства их грантов?" — задают риторический вопрос журналисты издания "Деньги".
Новости партнеров
Новости