Мост Кличко: бюджет, скандалы, мнения

Новый пешеходно-велосипедный мост между Аркой дружбы народов и Крещатым парком открыли в Киеве 26 мая. В народе он получил название "мост Кличко". Активное строительство продолжалось 5 месяцев, а над его возведением работали около тысячи строителей и специалистов, которые изготавливали необходимые материалы.

Еще до открытия вокруг моста начали сгущаться тучи: сначала швейцарские архитекторы заявили о незаконном использовании их проекта, а потом стоимость его строительства стала активно расти.

Не прошло и суток после открытия, как на мосту стали появляться одна за другой трещины. А в обществе появились недоумения, почему туристический объект, в который вложили 420 млн грн., оказался таким "хрупким".

Мост Кличко: ЮНЕСКО нам не указ

Идея соединения арки Дружбы народов в Мариинском парке с Владимирской горкой возникла очень давно. В 2013 году столичной мэрией был проведён конкурс на проект моста. Победили предложения из Швейцарии, Великобритании и Испании. В итоге было принято решение: объединить проекты. И уже в феврале 2017 года киевский мэр Виталий Кличко подписал распоряжение о строительстве моста. Его длина должна была составить 206 м, ширина – 6-14 м, высота – 20-32 м.

В феврале 2019 года некоторые издания писали о том, что ЮНЕСКО обратила внимание на киевскую стройку и даже потребовала прекратить строительство. Об этом говорилось в письме от 11 февраля Министерства культуры, адресованному КГГА. В нём, в частности, говорилось о том, что по закону "Об охране культурного наследия" до начала строительных работ вблизи объекта всемирного наследия необходимо информировать Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, так как Владимирские холмы находятся под их охраной. В письме высказывалась обеспокоенность возможными последствиями строительных работ для сохранения ценности объекта мирового значения.

Однако Виталий Кличко тогда заявил, что ничего подобного не получал: "В некоторых СМИ появилась информация, что ЮНЕСКО выступает против строительства пешеходно-велосипедного моста, который должен стать туристической жемчужиной Киева. Я хочу вас заверить: строительные работы по возведению этого моста через Владимирский спуск полностью соответствуют действующему законодательству. Сейчас работы продолжаются и никаких требований от ЮНЕСКО о прекращении работ городская администрация не получала".

Мост Кличко: раздутый бюджет

Эксперт Центра анализа экономической политики Юрий Гаврилечко заявляет, что на мост уже потратили даже больше, чем 420 млн грн., и ещё 130 млн в ближайшее время "освоят", перекинув их с ремонта киевского зоопарка.

"И это будут ещё не окончательные траты, так как ситуация с укреплением склонов холмов непонятная. Так что ожидает нас практически миллиардный пиар-проект, который будет ремонтироваться из года в год. То есть команда мэра не просто сожрала более полумиллиарда из городского бюджета, но и организовала кормушку для ремонтников на долгие годы вперёд. Стёкла, поставленные на замену треснувшим, также разбились. Эта музыка будет вечной", – говорит Гаврилечко.


Директор департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон также обращает внимание на бюджет этой стройки.

"В переводе в гривны один метр двух Крымских мостов (автомобильного 20 метров шириной и железнодорожного на 2 колеи) через серьёзный пролив стоит около 5 млн грн. Один метр трескающегося пешеходного моста Кличко – 2 млн грн. Эту информацию брал из открытых источников (420 миллионов сейчас, почти 500 по итогу). У Анатолия Шария было расследование, что подрядчиком строительства была фирма с мизерным уставным капиталом. А в целом: а) цена слишком высока для такого сооружения; б) в условиях развала инфраструктуры этот мост – пир во время чумы. Ну и плюс ко всему надо иметь в виду: украли не только на его строительстве. Украдут и землю под мостом, которую уже зачистили от деревьев", – считает Саливон.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что окаты по подобным тендерам составляют 60-70% от суммы строительства. "Это связано с тем обстоятельством, что очень много приходится "делиться": около 10% за допуск к тендеру, и не меньше 20% за "победу" в нём. А остальные деньги для проверяющих органов, и в том числе, структурам, которые "борются" с коррупцией – они традиционно берут 10% от суммы тендера. Так что надо говорить спасибо, когда такие объекты не ломаются и не падают", – говорит Охрименко.

В Украине произошло вырождение независимой экспертизы, которая на практике стала лишь инструментом обоснования заложенных на строительство смет, считает экономист Алексей Кущ.

"Мостовые изыски хороши в тех европейских столицах, где решены базовые вопросы инженерной и социальной инфраструктуры. В Киеве же с нового пешеходного моста можно будет "любоваться" ржавыми остовами недостроенного моста на Троещину. За 400 млн грн. можно было построить три детских садика или две школы, не говоря уже о модернизации больниц. Скорость строительства моста и определённая сложность с организацией строительной площадки неминуемо повлияла на общую смету строительства и отнюдь не в сторону уменьшения. Не было настоящего конкурса идей – как построить то же самое, но дешевле, без ненужной в данном случае монументальности. Это ещё раз говорит о подмене самоуправления обычным самоуправством, о замене эффективности на эффектность", – говорит Кущ.

Мост Кличко: виноваты вандалы

Автор проекта моста архитектор Андрей Миргородский весьма взволнованно прокомментировал в Facebook скандальную ситуацию с регулярно трескающимися стёклами.

"Интерес к проекту превзошёл все ожидания. Мы действительно хотели сделать киевлянам подарок к празднику, но не учли некоторые моменты. Это действительно наша ошибка. Мы торопились. По-хорошему надо было подождать ещё несколько дней. Пока застынет полностью асфальт, пока уберётся крошка с покрытия, пока поднимется трава. Это называется предпусковой период. И в мире он длится неделями. Но День Киева в году только один раз. Это для нашей команды было принципиально – сделать подарок горожанам к этому дню", – написал архитектор.


Вместе с тем, Андрей Миргородский, начисто отрицая причастность проектировщиков и строителей к проявившимся дефектам, тут же нашёл виновных. "Всем, кому нравится наша работа – огромное спасибо, наш труд для вас! Но мы ошиблись – не учли, что рядом с нормальными людьми по мосту пройдут уроды! В нормах это не учитывают и мы как-то не подготовились. Наша команда не ожидала, что среди нормальных людей придут нелюди с кирпичами и будут ими проверять прочность накрывочного стекла (которое, кстати, временное из-за крошки от асфальта), будут стрелять в него из пневматики. Мы не учли людей, которые будут с перил прыгать на временные стекла. Мы не учли, что в Украине ещё есть люди, которые ночью рисуют краской на стёклах ограждения слова, которые у них в головах. Мы не учли вандалов. Мы просто хотели сделать подарок, показать, что мы готовы называться цивилизацией! А что, рано?", – отмечает Миргородский.

Аналитик Андрей Мартынюк подчеркивает, что во всём мире при строительстве подобных сооружений, предназначенных для массового посещения людей, всегда учитывают "эффект дурака" и возможных вандалов.

"Миргородский возмущается, что посетители прыгали по стеклу и якобы тем самым повредили его (слава Богу, обошлось без пострадавших). Но ведь братья Кличко вдвоём таким образом тестировали покрытие – и ничего, так что дело вовсе не в этом. Кстати, версия киевского мэра, что стреляли по мосту снизу, не подтвердилась. И умиляет детская непосредственность по поводу надписей – так ими исписаны практически все городские стены и заборы, а активисты и вовсе после Майдана раскрасили в столице почти всё, что можно было. А уж называть сограждан "уродами" и "нелюдями" и вовсе не комильфо. Никоим образом не оправдывая "шалости" киевлян или приезжих, подчеркну: не стоит перекладывать свою ответственность на прогуливающихся", – заявляет Мартынюк.

Ответили Миргородскому и пользователи Facebook.

"Меня просто вывел из себя комментарий, который позволил себе архитектор данного моста. Заострите, пожалуйста, своё внимание на словах архитектора "жители не доросли" и "высокие технологии". В Киеве построили ненужное сооружение. Целью данной … является дикая жажда одного действующего мэра сохранить свои позиции ещё разок. Кто-то очень умный предложил накинуть "вуаль" на все проблемы города, которых до фига и больше, построив мост, как способ отвлечь граждан и подарить им эмоции. Совершенно никого не парит, что мост соединяет Мариинку, где нет даже работающего туалета, чтобы гуляющие справили малую нужду, и Владимирскую горку, где памятник самому Крестителю Руси неплохо было покрасить. Пресловутые стёкла, которые были архитектурной изюминкой в проекте данного моста и должны были заставить ссаться кипятком от восторга стоящих на них, оказались якорем рейтинга мэра. Исполнение этих самых иллюминаторов настолько убогое, что даже не специалисты могут разглядеть "высокую технологию". С десяток стёкол, которые, кстати, все ограждены лентой, пустили под себя воду и грязь. Щели между мостом и стеклопакетом иногда в 5-7 см. В некоторых местах эта срань замазана герметиком, как попало. И всё это, видимо, по вине вандалов-киевлян, а не рукожопых строителей. В итоге, эта пиар компания стоила казне 16 млн долл., за которые вас оградили от неудачно исполненных стёкол, ещё и обозвали "недорослями", которые ни чёрта не понимают в "высоких технологиях" архитектора. Одним словом, ни посторожить, ни украсть!", – написал журналист Василий Апасов.