Украинские боги Олимпа: быстрее ветра, сильнее боли
Выдающийся легкоатлет Валерий Борзов на равных боролся и опережал лучших спортсменов США
В преддверии Олимпиады-2012, которая стартует 27 июля в Лондоне, "Комментарии" представляют серию материалов, посвященных знаменитым украинским спорстменам, которые вошли в историю олимпийского движения.
Читайте материалы "Комментариев" из серии "Украинские боги Олимпа" о Леониде Жаботинском, Борисе Шахлине, Викторе Чукарине, Ларисе Латыниной и Якове Пункине.
С Валерием Борзовым связан миф о том, что он якобы прервал многолетнюю гегемонию чернокожих спринтеров, побеждавших на Олимпийских играх со времен Джесси Оуэнса (Берлин,1936), и был с тех пор единственным белым, которому удалось выиграть олимпийские забеги на 100 и 200 м. Это не так, но то, что Борзов был великим бегуном и стал большим спортивным деятелем, несомненный факт.
Как закалялись чемпионы
Валерий Борзов родился 20 октября 1949 года в городе Самбор Львовской области. Его отец был военным, и вскоре после рождения Валерия семья переехала в Черновцы, где прошли первые десять лет его детства. Через десять лет семья Валерия Борзова переехала в Новую Каховку, где черновицкие сады и чернозем сменились песками.
"Пришли в школу, а после школы куда? – вспоминал позже чемпион. – В пески. Представьте, полдня ходьбы босиком или в ботинках по рыхлому песку, плюс футбол по три часа на песке. Плюс ныряние за раками, а это задержка дыхания – по 2-3 минуты сидели под водой. Для спринтера это очень важно – ведь мы работаем в низко-кислородном режиме".
Имея хорошую природную предрасположенность, Валерий Борзов показывал высокие результаты на уроках физкультуры, где его однажды заметил тренер детской спортивной школы Новой Каховки Борис Войтас. С 1962 года началась серьезная спортивная работа под руководством Войтаса, которому удалось распознать в Борзове будущего чемпиона. Однажды он подарил ученику свою фотографию с подписью: "Будущему олимпийскому чемпиону" - и слова наставника сбылись.
После окончания школы Войтас передал Борзова в Киевский институт физкультуры под руководство тренера-новатора Валентина Петровского. Здесь началась узконаправленная специализированная работа. "Ведущим аргументом при выборе института было то, что я уже был чемпионом СССР среди юношей. Кроме того, Войтас предложил мне поступать именно к Петровскому, потому что важен был не столько ВУЗ, сколько тренер", - вспоминает Борзов. По его словам, только сейчас он понимает, что тогда у него была бездопинговая, безфармакологическая, очень интенсивная, узкоспециализированная работа, методика, которая могла бы иметь результат только при условии, что он получил хорошую базовую подготовку.
Взлет к золотым стартам
В 19 лет Валерий становится трехкратным чемпионом Европы среди юниоров. В следующем году он выигрывает взрослый чемпионат СССР, пробежав 100 м ровно за 10 секунд. В том же 1969 году он выигрывает чемпионат Европы. Летом 1970 года Валерий Борзов участвует в легкоатлетическом матче СССР – США, и впервые добивается победы над сильнейшими на тот момент американскими спортсменами. Год спустя он не имеет себе равных на чемпионате Европы с рекордом на 200 м – 20,2 сек. В 1971 году он вообще не потерпел ни одного поражения.
На Олимпиаду в Мюнхен Валерий ехал фаворитом, и свой статус блестяще оправдал, довольно легко выиграв стометровку. И в тот же вечер главный тренер сборной СССР попросил его выступить и на 200 м. И он, обойдя на финише трех американцев, установил новый рекорд Европы (20,00 сек.) и сделал золотой дубль. А потом еще и помог советской эстафетной команде завоевать серебро. На церемонии закрытия мюнхенской Олимпиады 1972 года Валерий Борзов нес знамя советской команды.
После победы на Олимпиаде Борзов получил тяжелую травму, но с 1975 по 1977 он трижды подряд выиграл звание чемпиона Европы на короткой дистанции 60 м в закрытых помещениях. Травма давала о себе знать, но и на Олимпиаде 1976 года в Монреале Валерий вновь выиграл медали, на этот раз бронзовые – на стометровке и в эстафете 4 х 100 м. Там же в Монреале великий спринтер познакомился со своей будущей женой – олимпийской чемпионкой по гимнастике Людмилой Турищевой.
Жизнь после спорта
После завершения спортивной карьеры Валерий Филиппович Борзов стал работать в ЦК ЛКСМ Украины и параллельно заниматься спортивной наукой. Под руководством своего тренера, известного педагога и ученого Валентина Петровского он провел большую исследовательскую работу, итоги которой сформулировал в успешно защищенной диссертации и стал кандидатом педагогических наук.
После комсомольской работы Валерий Борзов вернулся в спорт. Он стал заместителем председателя Госкомспорта Украины. В конце 1987 года на конгрессе Европейской легкоатлетической ассоциации (ЕАА) он был избран членом Совета этой организации. С 1994 года Борзов представляет Украину в Международном олимпийском комитете. В 1990-1998 годах он возглавлял Национальный олимпийский комитет Украины, параллельно работая министром спорта Украины. С 1996 года Борзов является президентом Федерации легкой атлетики Украины, в 2008 году был переизбран на четвертый срок. Он был депутатом Верховной Рады двух созывов (1998-2006), возглавлял Комитет по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.
Вопрос о том, что происходит со спортсменами после большого спорта, всегда был интересен для Борзова – ученого и общественного деятеля. "Пока другие занимаются бизнесом или другой профессией, мы до 28-35 лет занимаемся спортом. Почему, когда люди уходят из спорта, среди них столько пьяниц с трагическими судьбами? Да потому, что никто не занимается жизнью после спорта. И здесь больше вина самого спортсмена. Будучи в фаворе, надо уже думать о втором коне, которого ты будешь катать. Потому что легче решить вопрос, когда ты известен – находи себя в другом деле. А у нас ребята, отдавшись спорту, не могут найти бюджет времени для другой деятельности", - говорит Валерий Филиппович.
По словам Борзова, спортсмен – это не вид деятельности, это выдержка и внутреннее естество человека. "Спортсмен – это то, что сидит внутри. Оболочка, естественно, меняется, но сохраняется внутренний образ человека. Это связано с набором ощущений, образов, двигательных образов, реакций и обстановки. Я до сих пор слышу все стадионы, помню по запаху все аэропорты, свои реакции – вот это спортсмен. Спорт связан с графиком, который не учитывает ни праздников, ни выходных. Еще у спортсменов действует закон сердца – все или ничего. Это чисто спортивный максимализм в жизни. И еще – вопрос терпения боли. Спорт и боль – это параллельные миры. Приучаясь в детстве терпеть боль, в последующем терпеть боль не представляет особой сложности. Боль имеется в виду в широком плане – и физическая, и моральная. Спортивное эхо может быть весьма полезным, в том числе и для карьеры". Борзов уверен, что бывшего олимпийского чемпиона не бывает.
Фото в тексте: PHL