Блог

Максим Ялі: ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ НА ПРИМЕРЕ "НЕФТЕГАЗА УКРАИНЫ. Ч.2

Как и обещал, продолжаю тему “эффективности” деятельности Наблюдательных советов в крупнейших госкорпорациях Украины. Тем более, что на днях стало известно о том, что уже уволенные 5 членов Наблюдательного совета “НГУ” в итоге все-таки передумали и подписали контракт на год с правительством Украины.

0

comments5216

Максим Ялі

Професор кафедри міжнародних відносин, інформації та регіональних студій Національного авіаційного університету, політолог-міжнародник

Политолог-международник, Член-корреспондент Академии политических наук Украины, старший научный сотрудник (2013) , кандидат политических наук (2008)

Сфера научных интересов: геополитика, международные отношения, внешняя политика США, РФ, Китая, РФ, российско-украинская гибридная война.

 

 

В первой части, где я сравнивал зарплаты членов НС в западных компаниях и в Украине, вы найдете ответ почему они все-таки передумали и таки подписали контракт. Хотя раннее от этого отказались.

Вот ссылка на первую часть  моего “расследования” https://comments.ua/blog/ob-effektivnosti-nablyudatelnyh-sovetov-na-primere-neftegaza-993.html

 

Во второй части я ознакомлю вас с анализом того самого корпоративного права на Западе, к которому мы так стремимся, и с его адаптированной версией в украинском нефтегазовом монополисте. И вам станет сразу понятно, почему несмотря на провал всех реформ и колоссальные убытки по итогам 2020 года, Коболев и Ко так упорно и до последнего держались за власть. 

 

а в третьей части я продемонстрирую итоги бурной деятельности бывшего менеджмента “НГУ” за последние 5 лет и приведу цифры, которые подтверждают обоснованность их увольнения. И членов Наблюдательного совета во главе с госпожой Спотисвуд во главе.

 

Итак, ознакомившись с подробным анализом базовых принципов корпоративного управления на Западе и в Украине, попытаюсь простыми словами продемонстрировать разницу между тем, как должно было быть в идеале, и реальной картиной реформы крупнейшей и потенциально самой прибыльной госкорпорации Украины.

И вам сразу станет понятно, почему по итогу шестого года реформ «Нефтегаза Украины»  (далее НГУ), он продемонстрировал огромные убытки и не выполнил поставленных своим уже бывшим руководством задач по увеличению добычи газа. 

И, главное, почему Наблюдательный совет (далее НС), призванный защищать интересы государства как главного акционера (т.е. нас с вами), действовал в точности, да наоборот.

Как должно быть по стандартам OECD Как есть в реальности в «Нефтегазе Украины»
Наблюдательный совет должен получить четко прописанные полномочия и нести ответственность за результат своей работыОтветственность Главы и членов НС за убытки от их деятельности /бездеятельности застрахована за счет «НГУ». Т.е. руководство компании оплачивало  убытки от деятельности НС из нашего с вами «кармана».

2)  Состав НС должен обеспечить достижение поставленных перед ним целей. 

Члены НС должны соответствовать жестким критериям к их квалификации и нести ответственность за свою работу 

Среди членов прошлого НС отсутствовали специалисты по направлению добычи газа, что есть основной деятельностью НГУ. Поэтому они не могли адекватно и профессионально оценивать решения руководства и проверять качество их выполнения.
3) Независимые члены НС не могут иметь т.н. «конфликт интересов», т.е. не должны иметь никаких материальных отношений с компанией/ее руководством, главным акционером (т.е. государством)  в которой они работают.

В «НГУ члены» НС получали зарплаты, о которых они даже не могли мечтать, работая на таких должностях в западных компаниях. 

Смотрите сравнительные данные зарплаты экс-главы НС Спотисвуд в британской энергетической компании и НГУ ниже. Прим 1) 

4) НС должны создать специализированные комитеты из независимых и квалифицированных членов с целью помочь реализовать функции и задачи НС. 

В т.ч. по таким важным направлениям, как аудит, управление рисками и определение уровня вознаграждения 

Именно в 2020 году от НС в компетенцию МЕНЕДЖМЕНТА были переданы компетенции по обеспечению работы системы внутреннего контроля, назначения/увольнения с должности руководителя по управлению рисками, уполномоченного по вопросам АНТИКОРРУПЦИОННОЙ программы, финансового контролёра и еще рядя важнейших функций.

 

Источник: https://biz.censor.net/r3265222

А теперь кратко об итогах деятельности «Нефтегаза» за 2020 год и пяти лет, прошедших с момента утверждения программы Правительства Украины по увеличению добычи газа этой «дойной коровы» для бюджета Украины.

Так, 2020 год «НГУ» завершил с убытками более 19 млрд гривен, хотя изначально планировал получить прибыть по итогам года.

Изначально в программе, утвержденной правительством Гройсмана в 2016 г., ставилась задача увеличить добычу газа в Украине  за пять лет с 19,9 млрд куб м по итогам 2015-го до 27,6 млрд куб м.  (Про схвалення Концепції розвитку газовидобувної галузі України // https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1079-2016-%D1%80#Text)

В том числе добычу главным «бриллиантом» не только «НГУ», но и всей Украины – госкомпанией «Украгазвидобування» планировалось увеличить с 14,5 млрд куб м в 2015 году до 20,1 млрд куб м.

В итоге за 5 лет «реформ» и реализации поставленных правительством в 2016 году целей только в 2020 году объём добычи газа по сравнению даже с 2019 г. нашей крупнейшей газовой компанией сократился на 5% с 14,9 млрд куб м до 14,15 млрд куб м.

При этом затраты «НГУ» на ее реализацию составили порядка 10 миллиардов долларов! Эффективно, не правда ли? 

В то же время по итогам абсолютно провального во всех отношениях 2020-го Наблюдательный совет НГУ во главе с Клэр Спотисвуд традиционно  положительно оценила итоги деятельности МЕНЕДЖМЕНТА компании, работу которой он и должен контролировать и указывать на его ошибки и просчеты. И, в случае, невыполнения, давать рекомендации акционерам (т.е. государству как главному акционеру) об увольнении руководства компании.

Чего, естественно, не смотря на плачевные результаты, сделано не было.

А теперь демонстрирую наглядно почему. Речь идет как раз о том самом конфликте интересов согласно западному корпоративному праву и заоблачных зарплатах в Наблюдательном совете НГУ даже по сравнению с западными компаниями.

 Итак, данные за 2019 год. Руководство "НГУ" предусмотрительно засекретила данные за провальный во всех отношениях 2020-й. Нетрудно догадаться почему.

Зарплата в "Нафтогазе" в 2018 и 2019 гг. госпожи Спотисвуд стартует от 282 тыс. €. Точных данных нет, т.к. зарплата формируется по формуле 6,3 млн грн/год + 20% за исполнение функции Главы Наблюдательного совета + 10% за исполнение функций участника комитета . Плюс дополнительные ништяки помельче.

А теперь сравниваем с ее же зарплатой  в британской компании «JUST GROUPPLS», в которой она работала «non-executive director». В 2018-19 гг. Она получала на этой должности (не уборщицей, мягко говоря) по 60 тыс. фунтов в год.

Теперь понятно, почему для западных топ-менеджеров работа в Наблюдательных советах украинских государственных компаний является просто мечтой? И они готовы закрывать глаза на все просчеты и провальную деятельность, невыполнение поставленных правительством целей и вместо этого рапортовать  об успехах?

Как мы видим, за последние годы, вместо выполнения своих прямых обязанностей по контролю работы менеджмента и выполнения поставленных перед ним правительством задач, Наблюдательный совет передал ему добровольно ряд своих  ключевых функций. 

Тем самым, если проводить параллели с моделью управления государством, помог создать Коболеву  вместо «демократии» как минимум авторитарную модель управления. Где глава менеджмента сам устанавливает цели и задачи, утверждает вместе с другими топ-менеджерами компании стратегию их  реализации и сами же контролируют их выполнение! 

«Абсурд!» - скажите вы. - Нет, -  отвечу я вам. Это и есть реформы по-украински, где важен процесс, а не результат. И ничего на практике не изменилось, кроме многократного увеличения бывшим менеджментом компании зарплат и премий самим себе. Ну и конечно же многократного увеличения тарифов на газ для населения, которые стали неподъёмной ношей для десятков миллионов граждан Украины, делая их абсолютно нищими. Разве за это наши граждане умирали на Майдане, веря в сказки о светлом будущем после свержения ненавистного Януковича, возомнившего себя царем? 

 


comments

Новини партнерів

comments

Інші матеріали автора


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!