Рубрики
МЕНЮ
0
Професор кафедри міжнародних відносин, інформації та регіональних студій Національного авіаційного університету, політолог-міжнародник
Политолог-международник, Член-корреспондент Академии политических наук Украины, старший научный сотрудник (2013) , кандидат политических наук (2008)
Сфера научных интересов: геополитика, международные отношения, внешняя политика США, РФ, Китая, РФ, российско-украинская гибридная война.
Если страны ЕС все-таки введут запрет на посадку самолетов белорусских авиалиний, как рекомендовали вчера лидеры ЕС во время Саммита в Брюсселе, то это нанесёт определённый экономический урон Минску, но не критичный.
Но еще больше ударит по самолюбию Лукашенко, для которого созданная с "нуля" авиакомпания "Белавиа" является личным имиджевым проектом страны. К тому же, достаточно успешным.
Им удалось перехватить значительную часть трафика в ЕС из Украины и РФ. А В Россию белорусскими авиалиниями через Минск предпочитают летать даже мигранты из Средней Азии. Потому что это дешевле, чем напрямую.
Только из Киева в Минск осуществлялось 35 рейсов в неделю. После запрета прямого авиасообщения Украины с Москвой Беларусь перехватили это направление и рейсы были очень прибыльными.
К примеру, даже в Брюссель из Киева до сих пор нет прямого рейса и все желающие посетить политическую столицу ЕС летают именно через Минск.
Запрет де на пролёт через территорию Беларуси, а также осуществлять посадку в Минске самолетов европейских авиакомпаний, не нанесёт никакого существенного экономического урона. Так как кроме немецкой "Люфтганзы" и латвийской " AirBaltic", которая уже прекратила рейсы через Минск, другие авиакомпании не осуществляли рейсов в Беларусь.
Что касается секторальных экономических санкций, которые призвало разработать руководство Евросоюза, то сомневаюсь, что такие будут введены. Но даже если они будут введены, они вряд ли нанесут существенный урон белорусской экономике, так как основным рынками экспорта Беларуси является РФ, Украина и Китай.
Так, в 2019 году важными рынками сбыта Беларуси в Европе были Британия (7%), Германия (3,9%), Польша (3,9%). Украинский рынок "весит" для РБ больше, чем британский и немецкий вместе (12,6% в 2019-м). В 2020-м по объему товарооборота и экспорта мы заняли второе место среди всех партнеров РБ, по импорту — 4-е место. "Основу экспорта РБ в 2020 году составили нефтепродукты, удобрения, кокс и битум, газы нефтяные и углеводороды, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили, плиты ДВП, шины", — говорится на сайте посольства РБ в Украине.
Персональные же санкции против тех, кто причастен к посадке рейса “Афины-Вильнюс”, уверен, будут введены. Однако даже представителям режима Лукашенко никакого ущерба они не нанесут. На банковских счетах никаких денег нет, да и против большинства из них санкции вводились раннее. Я уже не говорю о том, что топ-чиновники и представители спецслужб давно уже “невыездные”.
Тут напрашиваются параллели с санкциями против представителей режима Януковича.
Многие из которых уже отменили, кстати.
Так что будет много шума и мало толку. Как и после подавления протестов в Беларуси после президентских выборов в прошлом году.
Украинскому руководству следует учитывать, что мы намного более зависимы в экономическом плане от экспорта из Беларуси. Особенно в вопросе нефтепродуктов, которые являются главной альтернативой российским. Наши танки по-прежнему заправляются в основном белорусской соляркой.
Поэтому нужно дважды подумать перед тем, как вводить экономические санкции. Запрет на авиасообщение между Украиной и Беларусью является вполне достаточной мерой. Запрет на импорт электроэнергии я даже приветствую. У нас достаточно собственных мощностей и АЭС. Просто не нужно отправлять их на ремонт в угоду олигарху, который контролирует тепловую энергетику в Украине. Имя его слишком известно, чтобы я его называл.
И вместо этого дождаться реакции ЕС, а не бежать "впереди паровоза".
Новини партнерів
Інші матеріали автора
Новини