Рубрики
МЕНЮ
Политолог, доктор исторических наук Елена Галкина рассказала изданию «Комментарии», чего ждать от встречи лидеров стран НАТО, которая состоится 3-4 декабря в Лондоне.
«Должна отметить, что это уже тот не саммит НАТО, который планировался изначально. Он был понижен в статусе, сокращена программа. Теперь это называется собранием лидером в честь 70-летия Альянса. Случилось это не просто так, а из-за внутренних проблем НАТО, который существовали ранее, но особенно явны стали в последнее время. И вопрос об Украине на этой встрече находится на периферии.
Проблем в самом НАТО, дискуссии вокруг которого развернулись в последний месяц после интервью Эммануэля Макрона британскому журналу The Economist. Президент Франции тогда завил о «смерти мозга НАТО», чем вызвал массу комментариев – и со стороны Германии, США, Турции. По словам Макрона, это был необходимый тревожный сигнал перед саммитом в Лондоне. И он таки достиг своей цели.
Безусловно, саммит будет не под знаком Украины, а под знаком тех проблем, которые очертил Макрон. И эти проблемы касаются самого Альянса. Есть внешние угрозы (главная из которых – Китай, о чём Макрон говорил в своем интервью), есть международный терроризм (традиционно серьезная угроза), есть поведение Турции (когда она вступала в НАТО, шла в сторону европейских ценностей, но сейчас всё больше двигается в противоположном направлении; под критику попали операция Турции в Сирии, покупка Эрдоганом российских систем ПВО С-400). Россия как угроза безопасности стран НАТО тоже будет обсуждаться… На всё это наслоилось негативное восприятие партнеров по НАТО со стороны президента США Дональда Трампа и немалой части американской элиты. Всё это обнажило проблемы стратегического характера.
Турецкие СМИ сообщали, что НАТО согласилось на коллективную гарантию безопасности для Турции в случае нападения на нее с южной стороны – со стороны границы с Сирией. Серьезный вопрос – будет ли принято это решение. Будут ли курдские формирования севера Сирии, несущие реальную угрозу Турции, признаны террористическими? Это бы полностью отвечало интересам Анкары.
Но есть представление Запада, что США предала своего союзника – эти самые курдские формирования. И план, на который рассчитывает Турция, может оказаться под угрозой. В свою очередь Турция заявляет, что у нее теперь есть РФ как партнер. И именно поэтому Турция может заблокировать на предстоящей встрече утверждение военного плана защиты Польши, Литвы, Латвии и Эстонии (превентивные меры на случай нападения России). Этим планам (и по поводу Турции, и по поводу Балтийских стран), нужна консенсусная поддержка всех 29 государств-членов НАТО. И тут очевидно будут проблемы. Возможный отказ НАТО поддержать Турцию в ситуации с курдами может еще больше подтолкнуть Анкару в объятия путинской России.
Ослабнет ли Альянс по итогам встречи? Может, если не будут сглажены острые углы, которые я обозначила. Макрон сформулировал всё в той же статье в The Economist основные проблемы, которые стоят перед НАТО. Поведение Альянса, его разнородность, непонятность на данный момент стратегических целей (именно это он назвал «смертью мозг») вызывает желание (в том числе Европы) задаться вопросом о создании собственной системы безопасности. Глава НАТО Столтенберг говорит, что это сейчас невозможно. Но это, понятное дело, вопрос не года и даже не нескольких лет. В любом случае НАТО стоит задуматься, ради чего Альянс сейчас существует. И ответы, думаю, будут пытаться дать.
Подготовка к встрече «нормандской четверки» (главы Украины, РФ, Франции и Германии планируют встретиться 9 декабря в Париже с целью поиска разрешения конфликта на Донбассе - прим. ред.) вряд ли будет затронута громкими заявлениями стран Альянса. Франция и Германия хотят достижения мира между Украиной и Россией. А потому очень бережно относятся к перспективе мирных переговоров. Поэтому каких-то жестких заявлений в адрес РФ постараются не делать. В свою очередь, прибалтийские государства, если не будет утвержден план их защиты от РФ, могут высказать что-то по этому поводу».
Новости партнеров
Новини