МНЕНИЕ

Всё более реальным становится оптимистичный для Украины сценарий развития событий на Донбассе

2020-01-08 11:46:50

Елена Галкина

политолог, доктор исторических наук

Политолог, доктор исторических наук Елена Галкина поделилась с изданием «Комментарии» своим видением развития в 2020 году ситуации касательно урегулирования конфликта на Донбассе.

«Больше года назад в декабре 2018 года один очень умный и влиятельный человек сказал, что конфликт на Донбассе можно решить быстро – в течение 5 лет. Я тогда подумала, что он бредит – настолько всё звучало невозможно. Но сейчас окно Овертона (окно дискурса) сдвинулось. И те вещи, которые были закручены в спирали молчания, теперь находятся в переговорном поле.

И сколько бы ни критиковали новогоднее обращение президента Украины Владимира Зеленского – он говорил правильные вещи. О работающих в РФ украинцах, о жителях неподконтрольной территории – как о гражданах Украины. Не деля на первый-второй сорт и т.д. Это мощно прозвучало. И само обращение стало возможным после мощной работы, которая последовала за электоральной революцией-2019.

В прошлом году украинцы отвергли путь этно-национального строительства. Путь устаревший, архаичный. Они выбрали путь строительства гражданской нации, который в свое время избрали граждане США. И линия национального строительства, которая окуклилась при Порошенко, съехав на проселочную дорогу этно-культурного национализма, вновь возвращается на магистральную линию. Подавляющее большинство граждан Украины мыслят свою идентичность как гражданскую. Идеологическая рамка значительно расширилась, став более привлекательной и для жителей неподконтрольных территорий. И у РФ всё меньше аргументов, чтобы их удерживать.

Думаю, что если в этом году будут аннигилирован еще ряд аргументов, которые использует Кремль для раскола Украины, если всё вернется к объединяющим позициям, это будет способствовать решению конфликта на Донбассе – на условиях единой и суверенной Украины.

В конце марта - начале апреля планируется новая встреча глав «нормандской четверки». Мы видим желание властей Украины организовать выборы на неподконтрольной территории, принять в них участие. Еще осенью прошлого года я дала бы такому сценарию 10% вероятности. Сейчас дам 15% - он становится более вероятным. 

При оптимистичном сценарии - Украина выигрывает выборы в ОРДЛО. Туда заходят украинские партии, масс-медиа. Даже при открытой границе это реально. Вооружение куда-то складируется (в места постоянной дислокации), за ними следит, допустим, СММ ОБСЕ. Реализация этого сценария зависит от искусства дипломатов. Но не только.

Кремль не питает иллюзий по поводу поддержки своих ставленников в ОРДЛО. Российские власти предпочитают выбирать в качестве лидеров непризнанных образований серых маргиналов – не харизматичных персон. И при честной конкурентной борьбе - у них нет шансов.

Понятно, что статус кво конфликта низкой интенсивности, который не дает возможности Украине привлечь инвестиции, вступить в геополитические союзы, - более приемлем для Кремля, чем всевозможные уступки. В то же время РФ вовсе не проигрывает, если соглашается на более-менее свободные выборы в ОРДЛО, а потом передает границу Украине. У Путина появится возможность вернуться в цивилизованный мир, что для него важно. Ведь санкции давят (а так – хоть за Донбасс их снимут), международные визиты значительно сократились.

Второй сценарий – самый плохой для Украины – исполнение программы-максимум Путина. А именно – конфедерализация Украины. Осенью этот сценарий имел такую же вероятность как сценарий выборов в ОРДЛО с победой Украины. Сейчас имеет меньшую вероятность, потому что Зеленский обозначил «красные линии», которые исключают конфедерализацию (в любом ее виде).

В то же время Путин через различные контакты (в рамках «нормандского формата», телефонные, с помощью обмена пленными) всё больше подтверждает непосредственное участие РФ в конфликте на Донбассе. Соответственно – всё меньше у Кремля остается аргументов, что «ихтамнет», что Россия – просто гарант Минских соглашений, как те же Франция и Германия. Нет, не гарант, а именно участник. И Путин всё больше в этом расписывается.

Программа минимум Путина – снятие санкций, обвиняя Украину в срыве Минских соглашений. Но вероятность такого сценария снижается, потому что официальный Киев демонстрирует готовность обсуждать договоренности, делает реальные дела. Зеленский не враждебен к жителям оккупированных территорий, он действительно хочет урегулирования – все его действия говорят об этом. И Кремлю приходится вести себя менее агрессивно, чем было при Порошенко.

Еще один сценарий - продолжение конфликта низкой интенсивности. Его вероятность снижается, потому что все начинают верить в мир. И украинцы (по обе стороны линии разграничения), и россияне (которым надоело уже всё это страшно – Украина каждый день по ТВ вместо собственных проблем), и элиты Западной Европы, и элиты США. У Трампа в преддверии президентских выборов есть прекрасная мотивация достичь серьезного успеха, приложив руку к урегулированию конфликта в Украине. Нынешней американской администрации выгодно разрешение ситуации именно в этом году, причем не в пользу Кремля, а в пользу восстановления суверенитета Украины – в рамах международного права. А потому и снижается вероятность этого тягомотного конфликта низкой интенсивности.

Я не вижу оснований для большого вторжения РФ в Украину, как и для полномасштабной гражданской войны в Украине. Если россиянам это не удалось в 2014-м, то теперь - тем более. Есть, правда, «черные лебеди» (непредсказуемые события, которые могут произойти), но они потому и непредсказуемые, что их просчитать невозможно.

В целом ситуацию я вижу достаточно оптимистичной для Украины. Главное - не перешагнуть «красные лини» (никакой конфедерализации или федерализации, территориальная целостность – не обсуждается, как не обсуждается и внешнеполитическое движение Украины) и продолжать движение в будущее, не забывая, кто является истинным агрессором и виновником конфликта».



Новости партнеров


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!