Хорошими дорогами украинская власть может компенсировать политические провалы
Глава Укравтодора Александр Кубраков уверяет, что за два-три года страна имеет шанс получить нормальную сеть дорог. По словам президента Украины Владимира Зеленского, ямочный ремонт должен уйти в прошлое, ставку обещают делать на капремонт. Эксперт Украинского института политики Владислав Дзивидзинский оценил для издания «Комментарии» презентованные планы по улучшению состояния дорог в Украине.
«Зеленский, как и вся власть, стоящая за ним, не только общается простыми фразами с обществом, но и мыслит одинаковыми с ним темами, понимая проблемы, которые надо решить. И дороги – одна из топовых тем. Эта проблема ощутима для всех слоев населения, ее не нужно пиарить.
После консультации представителей новой власти с рядом экспертов, была разработана программа восстановления (а то и построения «с нуля») дорог, которую и презентовали на мероприятии "Сшить Украину: безопасность, строительство, финансирование". На дорогах пиарилась практическая каждая наша власть. Но в этот раз решили отказаться от точечного ремонта и презентовали именно комплексную программу. Пояснили, из каких источников ее будут финансировать (накопления Укравтодора, допфонд госбюджета, средства, привлеченные от выигрыша у Газпрома в Стокгольмском арбитраже).
При этом нужно понимать, что в случае провала программы вся ответственность ляжет на высшее руководство страны. Так что отныне этот вопрос будет на особом контроле как у власти и оппозиции, так и у общества, СМИ. Понимая риски быть обвиненными в неэффективном использовании средств, в некачественно выполненных работах, власти должны быть максимально заинтересованы в качественной технической части реализации проектов, а также в грамотном информационном освещении.
Подразумевается, что за счет строительства дорог будет усилена коммуникация с регионами (то самое «сшивание» страны). Это поможет сделать доступнее региональные образовательные, медицинские учреждения. Думаю, всё будет сделано в комплексе с последним этапом децентрализации. Логика: мы передаем деньги и власть в регионы, помогая обеспечить коммуникацию в них, а также их с центром.
Я оцениваю идею как очень позитивную. Но в случае ошибок по ходу реализации или провала планов в целом – это серьезно ударит по рейтингу власти. И даст возможность оппонентам поднять мощную информационную волну критики.
Чтобы этого избежать, необходимо:
– все тендеры проводить исключительно публично с освещением в СМИ;
– на государственно уровне способствовать привлечению максимально большего количества компаний (в том числе иностранных) для проведения дорожных работ;
– создать комиссию по контролю качества выполнения работы (с привлечением международных экспертов), а также обеспечить публичный общественный аудит (с привлечением лидеров общественного мнения, которые отслеживают «дорожную тематику»).
В случае, если все аспекты (финансовый, технический, регионально-структурный и информационный) удастся воплотить в жизнь, в ближайшие три года политические провалы вполне могут компенсироваться успехами в дорожном строительстве. Которое однозначно будет поддержано обществом».