Рубрики
МЕНЮ
Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофей Милованов не исключил, что в концессию могут отдавать не только аэропорты, порты и вокзалы, но и – больницы и университеты. Экономический эксперт в Ukraine Economic Outlook Адриан Пантюхов оценил для портала «Комментарии» эту идею.
«2020-й для Украины станет годом привлечения денежных средств в инфраструктурные объекты путем концессионных соглашений между государством и инвесторами.
Открытая дорога для инвестиций укрепит позиции Украины на международной арене. Помимо увеличения притока инвестиций в ближайший год-два из-за более высоких баллов за инвестиционный климат и роста товаро- и пасажирооборота крупных городов, в долгосрочной перспективе это так же скорректирует состояние безработицы в положительную сторону.
В аналогии с приватизационными соглашениями, концессионный договор позволяет привлекать деньги под развитие и постройку важных инфраструктурных объектов (аэропортов, дорог, портов).
Однако в отличие от приватизации, договор концессии разрешает государству привлекать ресурсы, не продавая объект. Фактически, концессионный договор – это договор долгосрочной аренды (от 5 до 10 лет, для дорог 10+ лет), с условиями обязательного инвестирования в модернизацию или реструктуризацию существующего предприятия (или постройку нового).
За вложенные средства концессионер (тот, кто получил права на пользование) получает в распоряжение прибыль предприятия или ее процент, на заранее оговоренный строк.
Украина нуждается в инвестиционных средствах. Для финансирования модернизации предприятий, находящихся в госсобственности, государство не может привлечь ресурсы, без значительного повышения долговой нагрузки, которая и так усиливается давлением эмитированных облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) и евробондов. А риски выхода в критическую зону сноса основных средств (61% в 2018-м при норме в 50%) не выдержат проверку возможным кризисом 2020-2021 годов.
Более того, выбранный формат работы оптимальный для украинского рынка. «Аренда вместо приватизации», этот слоган минимизирует вероятность возникновения оппозиционных течений, что могло бы внести дестабилизацию в экономическую и геополитическую ситуацию Украины, как происходит с рынком земли.
По заявлениям Милованова, первая волна концессионных пакетов – это не критические инфраструктурные объекты. А после успешного окончания первой партии, будут формироваться пакеты образовательных и медицинских учреждений.
Поступления ресурсов в университеты – это не только формирования образовательного пространства высокого качества, а и выпуск трудовых кадров на международную арену. Тогда университеты, потеряют бюджетные места, которые, вероятно, будет заменять система стипендий за достижения в учебе. Потому, что на данный момент образовательные заведения, которые получают финансирование из госбюджета, выделены как объекты, которые не подлежат сдачи в концессию.
Приятно заметить, что вероятность успешного начала второй волны – высока.
Из возможных минусов – потеря конкурентоспособности действующих университетов, что на отрезке в несколько лет, приведет к реструктуризации образовательной сферы, с последующим закрытием действующих университетов или их сдачи в концессию.
Итого: этот год покажет успешность формирования концессионных отношений при существующем уровне работоспособности системы. Если 2020-й закончится без громких скандалов про обход прозрачных тендеров на концессию, вторая волна не заставит себя ждать. И образовательная сфера Украины упрется в вопрос быстрой реструктуризации своими силами, или потребностью отдавать права на все большее количество университетов».
Новости партнеров
Новини