Рубрики
МЕНЮ
Доктор политических наук Игорь Пиляев рассказал изданию «Комментарии» о перспективах смены законов (или принятия новых), которые предоставят в Украине больше прав языкам национальных меньшинств (в том числе – русскому).
«Гуманитарный блок власти «слуг народа» оказался в весьма щекотливой (скажем мягко) ситуации. В условиях стремительного обрушения рейтингов парламентского монобольшинства, правительства и президента в год местных выборов и недавнего окончательного вердикта Европейского суда по правам человека о незаконности массовой люстрации госслужащих после Евромайдана (и, следовательно, необходимости безальтернативной выплаты им компенсации, а это – не менее 80 млн. евро бюджетных средств), дальнейшее игнорирование «языкового заключения» Венецианской комиссии не представляется возможным.
Напомню, что Венецианская комиссия (высший орган конституционно-правовой экспертизы Совета Европы) 9 декабря 2019 года вынесла заключение о дискриминационном характере нового языкового закона Парубия-Порошенко от 26 апреля 2019 г. (вступил в силу уже при новой власти 16 июля 2019 г.) и необходимости его кардинального пересмотра. Это может в скором времени, как раз накануне выборов, вызвать вал обращений граждан в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ведь нарушены не только статья 24 Конституции Украины (запрещающая дискриминацию по языковому признаку) и статья 161 Уголовного кодекса Украины (предусматривающая уголовную ответственность для виновных в этом должностных лиц), но и обязательный для Украины Протокол № 12 к Европейской конвенции по правам человека, запрещающий все формы дискриминации граждан. А это дает основание на выплату, по предписанию Европейского суда, немалых сумм компенсаций в евро.
Сотен тысяч школьников и их родителей языковой вопрос особенно остро коснется с 1 сентября текущего года, когда, согласно новому закону, в Украине должны закрыться еще остающиеся русские школы. А их в 1991 году, когда принималась Декларация прав национальностей Украины, было 11 тыс. ‒ примерно столько же, как и украинских.
И это при том, что статья 10 Конституции Украины гарантирует «свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Характерно, что новоявленный языковой омбудсмен Татьяна Монахова, претендующая на роль языкового инквизитора для русскоязычных граждан Украины, после своей первой пресс-конференции 10 декабря прошлого года, как воды в рот набрала. И это не удивительно. Ведь на той пресс-конференции она не только полностью проигнорировала официально опубликованные за день до этого рекомендации Венецианской комиссии относительно необходимости срочного устранения дискриминационных положений нового языкового закона и принятия до конца января 2020 г. закона о статусе и защите языков национальных меньшинств Украины (что обеспечило бы предусмотренный Конституцией Украины баланс между защитой государственного языка и других национальных языков Украины, включая русский язык). Монахова открыто отвергла рекомендацию Венецианской комиссии лично ей ‒ заниматься не только защитой государственного языка, но и защитой всех языков населения Украины, которые подпадают под защиту юридически обязательной для Украины Европейской языковой хартии.
Более того, 16 января текущего года Верховная Рада по инициативе Кабмина, как бы в пику абсолютно четкой рекомендации Венецианской комиссии отменить дискриминационный режим в отношении региональных языков и языков меньшинств, не имеющих официального статуса в ЕС, приняла Закон о полном всеобщем среднем образовании. Статья 5 этого закона предусматривает, что русскоязычные дети с 5-го класса имеют право обучаться на родном языке вдвое, а с 9-го класса втрое меньший объем учебного времени, чем дети, для которых родным является один из языков ЕС (например, польский или немецкий). 12 февраля, после преодоления процедурных рогаток со стороны оппозиции, закон с подписью спикера Разумкова направлен на подпись президенту Украины.
Думаю, что именно в эти дни для Владимира Зеленского и «зелёной» власти в целом наступает «момент истины». Они вплотную подошли к «развилке» в языковом вопросе и в вопросе этнонациональной политики в целом: дальше строить Украину как моноэтническое государство, или возвратиться на путь строительства многокультурной гражданской нации, который Украина декларировала более двух десятилетий после провозглашения независимости. Первый был характерен для Европы 1930-х ‒ первой половины 1940-х годов минувшего века, второй ‒ для современной Европы и всех передовых государств современного мира».
Новости партнеров
Новини