Рубрики
МЕНЮ
Доктор политических наук, политический эксперт Валентин Якушик высказал изданию «Комментарии» мнение касательно информации, что МВД Украины получило материалы по возможно незаконной слежке в нашей стране за должностными лицами США (во время прошлой власти, якобы за бывшим послом США в Украине Мари Йованович).
«Как теоретик (исследователь в сфере общей теории политических систем) и совсем не эксперт-практик в области деятельности спецслужб, могу высказать некоторые свои соображения в связи с активно обсуждаемыми проблемами «слежки в Украине за американскими чиновниками».
По сути, с юридической и политологической точки зрения, это вопрос о легитимности (или нелегитимности) установления специального наблюдения (слежки) со стороны спецслужб за иностранными субъектами.
«По умолчанию», любой иностранный гражданин, а тем более в статусе ответственного государственного чиновника или предполагаемого (возможного) агента иностранного государства, является легитимным объектом для специального наблюдения на территории практически любого суверенного государства, а также в «виртуальном пространстве» (в интернете) и в сфере иных видов связи и движения ресурсов (телефонные разговоры, почтовая переписка, отправление и получение посылок, банковские переводы, денежные платежи и т.п.). Исключения касаются, главным образом, государств, находящихся в вассальной зависимости, не обладающих правом контроля за действиями представителей сюзерена. Но также – и в основном суверенных государств, которые, однако, в одностороннем порядке отказались от права (или просто практики) осуществления определенных суверенных функций, связанных с возможностью наблюдения за гражданами (либо только чиновниками) определенной страны. Иногда союзные государства на взаимной основе применяют такую практику отказа от слежки на своей территории за чиновниками государства-партнера.
В качестве показательного примера «особых функциональных статусов», но из «смежной» по содержанию сферы можно привести характеристику Украины, дававшуюся одним из руководителей ее спецслужб во времена президента Ющенко. Тогда было сказано, что Украина не ведет на территории США агентурной работы.
О чём это говорит? О сознательном ограничении государством своих суверенных функций, осуществляемых в отношении государства-партнера, при полном понимании того, что старший партнер вводить со своей стороны подобные странные ограничения не собирается.
Возникшая в недавнее время ситуация, когда находившиеся на территории Украины чиновники США, якобы (и по всей видимости – highly likely) прослушивались, не нова. Достаточно вспомнить, как во времена Евромайдана были записаны, раскодированы и выложены в интернет аудио-файлы с политически деликатными и в целом неполиткорректными телефонными разговорами помощника государственного секретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд с тогдашним послом США в Украине Джеффри Пайеттом.
У украинской Службы внешней разведки времен президента Виктора Януковича была прекрасная техническая оснащенность, в ней работали высокопрофессиональные кадры. Официальных претензий со стороны зарубежных стран к их деятельности в этой связи тогда не возникало. Как и в связи с широко обсуждавшейся в конце 2013 – начале 2014 года обнародованной в интернете фото- и видеоинформации украинских спецслужб, зафиксировавшей прибытие в Украину по дипломатическим каналам существенных наличных денежных средств, их последующее поступление на территорию одного из штабов революции, а также их изъятие «силовиками» оттуда. Тогда не было попыток раздуть «долгоиграющий» международный скандал по этому поводу, ведь подобная деятельность спецслужб – «нормальная, общепризнанная практика» в геополитической борьбе.
В настоящее же время мы сталкиваемся не столько с геополитической межгосударственной борьбой, сколько с межфракционной борьбой в американском правящем классе и внутри важнейших государственных служб США. В этой борьбе отражается острое противостояние между двумя мощнейшими политическими, экономическими и «духовными» (точнее – концептуальными) силами современного западного общества – патриотическими националистами-консерваторами и неолибералами-глобалистами, космополитами-прогрессистами. В этом противостоянии любые события, происходящие в Украине, могут использоваться как повод для нападок на своего (американского) противника или его союзников. А любой украинский политик или государственный служащий могут рассматриваться как «расходный материал». И это сопровождается тем, что «под раздачу» могут попадать и украинская государственность, и украинское общество в целом.
К слову, одним из проявлений текущей деградации украинской государственности является и то, что определенные функции спецслужб (в том числе и в сфере негласного слежения) нередко переходят к «частным структурам», выполняющим заказы своих отечественных и зарубежных клиентов или патронов. Так что и в данном случае (со слежкой за чиновниками США на территории Украины) ещё не ясно, кто именно ее осуществлял с точки зрения статуса структуры-исполнителя. А кто был заказчиком – это уже другой вопрос. Но он, в свою очередь, может быть связан с вопросом о возможных подозрениях в «государственной измене» со стороны высокопоставленных чиновников. Ведь в большинстве государств деятельность, направленная на дискредитацию главы государства, вряд ли может оцениваться как «невинная шалость». Конечно же, и тут не без исключений, ведь в Украине министром могут назначать лицо, которое до этого долгое время активно именно этим и занималось в социальных сетях».
Новости партнеров
Новини