Политика страшнее экономики
За селян утверждать не буду, а среди горожан большинство пока еще читают газеты. По данным социологического исследования MMI Ukraine’2011/4, проведенного компанией TNS в Украине в городах с населением от 50 тыс. человек, 69,3% респондентов в возрасте от 16 до 65 лет заявили, что читают газеты с большей или меньшей регулярностью. Самая высокая доля любителей свежей прессы обнаружилась среди 56–65-летних представителей «высшего среднего» слоя: 90,3%. Самая низкая — среди 16–25-летних представителей «нижнего среднего» слоя и слоя «ниже среднего»: соответственно 58,5 и 53,8%. В остальных категориях опрошенных эта доля колебалась в пределах 63,5–79,9%.
Есть два объяснения тому, почему в Украине, с ее в общем-то отнюдь не богатым населением, так много читателей прессы (несмотря даже на то, что чиновники газет не боятся, а критические публикации объявляют «заказными»). Первое объяснение — спасибо Интернету. Возможно, в молодежной среде газеты сейчас не имели бы половины своей нынешней аудитории, если бы не онлайн-версии печатных изданий: их (в смысле хотя бы какую-то одну) читают не реже чем раз в месяц 17,4% всех респондентов и, в частности, 27,7% респондентов в возрасте 16–25 лет; в «высшем среднем» слое — соответственно 38,9 и 43,5%. Хотя Интернет и добавил газетам конкурентов, но он же сделал печатные СМИ доступнее. Опять же, хоть он и лишил газеты каких-то доходов, но в то же время облегчил им задачу попасть в поле зрения потенциальных читателей, а это тоже чего-то стоит. Поэтому если газеты в Украине что-то и убьет, то это будет не Интернет. Второе объяснение — спасибо политике. В ходе упомянутого исследования респондентам предлагалось указать, какие темы и рубрики в газетах и журналах они предпочитают (можно было выбрать несколько вариантов). Первые два места заняли городские новости и события, политические события в Украине: соответственно 33,1 и 30,1%, тогда как социальные проблемы назвали 13,9%, экономику, бизнес, финансы — лишь 6,4%. Причем даже в «высшем среднем» слое тему экономики, бизнеса, финансов включили в число предпочтительных только 12% — словно в Украине ситуация более благополучна, чем, скажем, в европейских странах, а гривня чувствует себя увереннее евро. Материалы на темы социальных проблем даже в слое «ниже среднего», которого эти проблемы в наибольшей мере касаются, интересуют только 15,1% — как будто у нас и, правда, нет поводов для волнений ни на улицах, ни хотя бы в головах. Судя по приведенным цифрам, сейчас если и есть что страшнее политики, то это — городская политика. И в самом деле, опасность от нее хоть и мельче, но ближе.