«На четыре звезды»
Почему руководители Украины, России, Белоруссии сразу после распада СССР стали безудержно заигрывать с боженькой, по хлёсткому выражению Ленина? Даже ко всему привыкший советский человек, увидев, как они стоят у алтарей со свечами, сплюнул и назвал их подсвечниками. К нынешним дням они примелькались, люди уже не плюются. Многие считают, что так и должно быть: начальству положено делать вид, что оно во что-то верит. Набожный глава государства сегодня вызвал бы недоумение. Здесь и ответ на вопрос, почему двадцать лет назад высокопоставленные коммунисты-безбожники в мгновение ока стали православными — для обеспечения преемственности. Госрелигия под названием коммунизм ушла, но потребность в казённом религиозном лицемерии осталась и у верхов, и у низов.
С этой точки зрения белорусский случай хоть и уникальный, но показательный: Батька назвал себя православным атеистом. То ли своеобразная попытка честности, то ли насмешка над подвластным человеческим материалом, который от волос до пят — того же пошиба. Это не «Париж стоит мессы». Тогдашний Париж слушал таки мессу всей душой, а не брюхом, хотя и жил по выходе из храма как придётся. Поразительный всё-таки человек. Это сегодня многие с убийственной невозмутимостью говорят о себе, что они православные, но в Бога не верят, а Лукашенко открылся задолго до них… Подсвечники самим своим явлением народу сильно способствовали становлению послесоветского духовенства как весьма жизнелюбивого и напористого сословия. Один оборотистый человек попёр в храм постоять на тот случай, если на небе что-то всё-таки есть, другой — служить. Этот сообразил, что ряса будет хорошим оберегом во всех перипетиях предстоящей беспокойной жизни. Особенно распоясалось российское сверхминистерство под названием Московский патриархат РПЦ. Как никогда стали понятны чувства тех людей 1917 года, которые видели своим врагом не только помещика и капиталиста, но и попа: Помнишь, как, бывало, пузом лез вперёд, И крестом сияло Пузо на народ? Стало более понятно также известное учёное мнение, что обе революции того года навлекло на Россию и мир православное священство, не нашедшее в себе ума и сил модернизировать свою церковь. Спрашивается: почему ничего такого нет в странах Прибалтики и Восточной Европы? Потому же, почему и казнокрадства там меньше, и суды больше похожи на суды. Культурки больше! «А владыке батюшка даёт в конверте», — рассказывает Танька-самогонщица, церковная активистка, распевающая на клиросе и в клубе своего села. Тех в епархиальном управлении, кто ниже владыки, одаривают к большим праздникам натурой: сальцо-яйцо, медок, но ни в коем случае не самогон, даже Танькин — только коньяк «на четыре звезды». Она с подругой и возит. На бензин до областного города сбрасываются прихожане.