Что мы можем изменить
Участникам социологического исследования MMI Ukraine, которое проводит компания TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. чел., регулярно задается вопрос, на что они готовы для изменения материального и социального положения. Об изменениях за последние три года можно судить, сравнив результаты, полученные в конце 2012 и в конце 2009 годов.
Самым популярным вариантом остается «сменить работу» — его указали 31,5% (хотя в конце 2009 года его поддержка была более высокой — 33,8%). Он стоит на первом месте во всех статусно-потребительских слоях респондентов: в «высшем среднем» слое его назвали 32,4%, в «среднем» слое — 34,2%, в «нижнем среднем» слое — 29,7%, в слое «ниже среднего» — 31,1%. Среди горожан из различных регионов наиболее высокую готовность сменить работу выказали киевляне — 38,1% (а среди них — представители «высшего среднего» и «среднего» слоев — 42,6 и 42,9%). В остальных регионах этот показатель держится в пределах 29,1–31,5%. Сменить сферу деятельности готовы 24,1% (в конце 2009 года было 23,8%). В «высшем среднем», «среднем» и «нижнем среднем» слоях этот вариант пользуется приблизительно одинаковой поддержкой (25,4, 26,4 и 24,3%), но существенно меньшей — в слое «ниже среднего» (16,6%). В Киеве данный показатель — 25,3% (а в столичном «высшем среднем» слое — 36,8%), в других регионах — 23,6–24%. С 24,6 до 22,3% снизилась за три года доля респондентов, готовых для изменения своего материального и социального положения получить образование (или дополнительное образование). В частности, в «высшем среднем» слое она сократилась с 32,2 до 27,8%, в «среднем» слое — с 29,4 до 26%, в «нижнем среднем» — с 25,6 до 20,8%, в слое «ниже среднего» — с 14,9 до 13,3%. Самую большую поддержку этот вариант сохранил в Киеве и в Западной Украине — 25,4 и 24,7%, в остальных регионах — 20,9–21,8%. Готовность выучить иностранный язык (или еще один иностранный язык) проявили 22,2% (в конце 2009 года было 21,4%). Доля респондентов, которые видят выход в том, чтобы освоить компьютер, сократилась с 24,6 до 20,4%, доля готовых открыть свой бизнес — с 23,3 до 19,5%. В то же время доля тех, кто готов сменить страну проживания, выросла с 15 до 17,3% (это и привело к увеличении желающих овладеть иностранным языком), доля готовых сменить город проживания — с 10,5 до 12,3%. Количество граждан, готовых искать удачи в другом городе или другой стране, увеличилось, по-видимому, потому, что осталось меньше надежд на новую работу, даже при дополнительном образовании, и на собственный бизнес.