МНЕНИЕ

Солнце над рекой Конго

2014-07-21 00:37:10

Игорь Левенштейн

спортивный журналист

Мое советское детство было пропитано симпатией к Африке. Только что развалилась колониальная система (год Африки — 1960-й), и Советский Союз стремился по возможности распространить идеи социализма на Черный континент. Поэтому у нас симпатия к Африке была на уровне государственной политики. В СССР было полно книжек, фильмов и мультфильмов на африканскую тему. Все они в романтических тонах изображали далеких загадочных негров на фоне экзотической природы. Поскольку живые негры были для нас в диковинку, мы радостно любили их на расстоянии, сочувствовали их борьбе за свободу и ненавидели их злобных угнетателей.

Именно в силу своей удаленности и экзотичности Африка была чем-то интересным и милым. Старый Ботуало налагал свое проклятье, великий Мганга приходил на праздник, паучок Ананси махал волшебной палочкой, лев Симба уже тогда правил саванной, а дикобраз Котоко заклинал свою мотыгу возделать поле. Это было загадочно и красиво. В Африке были горы вот такой вышины, реки вот такой глубины, крокодилы, бегемоты и зеленый попугай.

 

А затем пришли глобализация и политкорректность. И нам объяснили, что нельзя говорить и писать «негры», а нужно «африканцы» или «афроамериканцы (афроукраинцы и т.д.)», и мы покупали у этих африканцев шмотки на Шулявке.

 

В начале 90-х мой товарищ, историк-африканист, приехав из Израиля, сказал, что Украине предстоит повторить путь постколониальных африканских стран. Он предрекал, что выживут крупные предприятия, интегрированные в мировую экономику, а остальные граждане будут обрабатывать свои земельные участки и выращивать «бататы и маниоку». Как оно, собственно, и было в лихие 90-е.

 

Позже нас упрекали за непристойную роскошь наших правителей и богатеев, особенно наглядную и нетерпимую на фоне обнищания простого народа. В чисто африканской манере наши царьки разъезжали на крутых лимузинах, а их дамы обвешивались золотом и драпировались в ткани леопардовых расцветок. Что, в общем-то, мы наблюдаем и поныне. Африка рядом.

 

Анна Герман в свое время позабавила народ, сказав о Януковиче, что он как Африка. Она имела в виду, что Виктор Федорович, подобно Африке, оказался не таким, как она себе представляла изначально. Но при желании можно было воспринять такую метафору, как указание на роскошный быт туземного вождя — чем Межигорье не Африка? И даже страусы с антилопами такие же.

 

Но за это время мы узнали об Африке гораздо больше, чем из сказок детства, и заочная симпатия к угнетенным неграм сменилась трезвым и подозрительным взглядом. Оказалось, в частности, что освободившиеся из-под колониального ига африканцы принялись неистово истреблять друг друга, а их вожди погрузились в чудовищную коррупцию. Что многолетний узник, отважный борец с апартеидом Нельсон Мандела привел к власти режим, превративший некогда процветавшую ЮАР в криминальную клоаку. Что на иных африканских просторах массовые убийства, грабежи и изнасилования стали нормой жизни — наряду со СПИДом и голодом. И что именно поэтому народ из многих африканских стран всячески стремится уехать к своим бывшим поработителям или куда угодно, где можно жить спокойно и сыто.

 

Однако экзотические пасторали детства, все эти снега Килиманджаро и сафари с крокодилами по-прежнему продолжают при слове «Африка» вызывать в сознании образы чего-то солнечного, яркого, манящего. «С небес африканское солнце печет, река под названием Конго течет» (Сергей Михалков).



Новости партнеров


Новини

Підписуйтесь на повідомлення, щоб бути в курсі останніх новин!