Ужасы нашего городка
Гай Юлий Цезарь с глубочайшим знанием дела объяснил политическую суть децентрализации, еще две с лишком тысячи лет назад сказав, что лучше быть первым в захудалом галльском городишке, чем вторым в Риме.
И в самом деле, развитое местное самоуправление дает возможность талантливым и активным гражданам делать карьеру в родном городе (селе, области), получая реальные рычаги власти — а не отправляться штурмовать столицу или выпрашивать в ней «ярлык на княжение».
Собственно, в сверхцентрализованном государстве (каковым была Украина при Януковиче) о «первом в деревне» речь как будто не шла. «Первым» повсеместно зримо и незримо присутствовал президент: любой мэр, не говоря уже о сельском голове, считался в идеальном случае лишь вторым в своем городе, а то и десятым — после «смотрящего», губернатора, имеющего интересы в регионе олигарха, куратора-депутата и т.д. Предполагается, что децентрализация покончит с этим злом, но… Но давайте ответим на вопрос: где сложнее установить и поддерживать почти неограниченную власть — в масштабах всей страны или в пределах города, района, села? Во втором случае сделать это гораздо проще. И чем ниже уровень — тем больше беспредела. Разве секрет, что в Украине полным-полно городов и районов, которыми бессменно управляют или одни и те же люди или представители одного и того же местного клана? А «династические браки», когда муж, жена, дочь, зять и свора братьев и племянников забивают собой все значимые должности на местном уровне (в первую очередь — суд, прокуратуру и милицию)? Всех ли из них задели волны революции, войны, так называемые люстрации и как бы борьба с коррупцией?
И ведь, заметьте, такой системе не мешало никакое всесилие центра. Достаточно было следовать нескольким простым правилам, чтобы сохранять власть на месте: «держать район», делиться, колебаться вместе с линией партии, выполнять любые указания сверху, скрывать и замазывать любые провалы.
А сломает ли ее децентрализация? Или наоборот, увеличение полномочий местного самоуправления только поможет «князькам и баронам» усилить свою власть? Вопрос спорный. Местные выборы в Украине отличаются большим административным произволом и подкупом, чем общегосударственные кампании. Партийные структуры в регионах зачастую существуют только на бумаге, ситуация со свободой слова в СМИ уровня от района и ниже — более чем плачевная. И еще один нюанс. В масштабах страны устроить революцию проще, чем массовый протест в райцентре (Врадиевка — не правило, а исключение для «мирной» части Украины). Решающий фактор для людей, выходящих на Майдан, — понимание того, что другой страны у них нет (мало кто может позволить себе эмиграцию). Уехать же из города или района все-таки легче.
Видимо, на будущих местных выборах надежды на перемены опять будут возложены на «добровольцев, волонтеров и журналистов». Как показал опыт выборов парламентских, надежды эти оказались, скажем так, слегка завышенными. И потом, разве в Украине существует идеальная партия «журналистов, волонтеров и добровольцев»? Или их опять растащат между собой президент, парочка вечных кандидатов в президенты, еще несколько потенциальных кандидатов и патриоты нажитых миллиардов?