Мнение

«Необходимо убрать все риски проведения задержания, обысков и прослушки народных избранников по оценочным мотивам»

Автор: Игорь Чаленко, политолог

Поддержав сегодня возможность проводить обыски у народных избранников без разрешения парламента, Верховная Рада сделала очередной шаг к лишению нардепов реальной неприкосновенности. Но хорошо, что соответствующий закон не был принят в целом. В этом уверен политолог, глава Центра анализа и стратегий (ЦАС) Игорь Чаленко.

«Верховная Рада сделала очередной шаг к лишению реальной неприкосновенности народных депутатов. Несмотря на принятые правки в Конституции в части неприкосновенности, которые вступят в силу с 1 января 2020 года, необходимо провести еще ряд изменений в украинском законодательстве для реализации задекларированного. Принятие за основу законопроекта №1009 следует расценивать в данном ключе. 

Благо, монокоалиция остепенилась после молниеносного принятия в целом фактически ненужного закона про импичмент президента - и не повторила аналогичный трюк с рассмотрением 1009. Поскольку то же аполитичное ГНЭУ (Главное научно-экспертное управление – прим. ред.) в своём заключении констатировало, что инициатива требует доработки. И ведь дорабатывать есть что. Необходимо убрать все риски проведения задержания, обысков и прослушки народных избранников по оценочным мотивам. Предположения без реальных оснований в данном случае далеко недостаточно для мотивирования подобных действий со стороны правоохранителей. 

Хочу напомнить, что сегодня Украина продолжает находится среди государств с переходным режимом. Несмотря на ряд заявлений наших международных партнеров, до реальной демократии нам нужно следовать не один год. Одним из факторов является зрелось демократических институтов и соблюдение процедур. В связи с этим дальнейшее разрушение системы сдержек и противовесов может повлечь негативные последствия. 

Нужно понимать, что принятие в целом законопроекта 1009 и дальнейших правок касательно депутатской неприкосновенности создают почву для преследования парламентариев по политическому признаку. Ситуация напоминает чеховское ружьё: «Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить». 

Чтобы этого не произошло, я рекомендую профильному Комитету по вопросам правоохранительной деятельности подойти к доработке и подготовке законопроекта ко второму чтению со всей серьёзностью, чтобы в результате документ стал реальным инструментом в борьбе с преступниками, использующим депутатский мандат в корыстных целях, а не инакомыслием к генеральной линии президента и партии власти».

10 Вересень 2019