Перезагрузка власти в Украине: есть существенные риски
На заседание Кабмина 25 сентября был уволен ряд руководителей государственных структур. Премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что это лишь "первая волна" массовой перезагрузки правительственной команды. Политолог Олег Гнатюк считает, что существует риск будущих назначений на госслужбу не по критериям профессиональной подготовки, а при условии лояльности к представителям Кабмина».
«25 сентября 2019 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно перезагрузки власти». После принятия данного закона Кабинет министров Украины начал ряд увольнений госслужащих, которые имеют категорию должностей «А». Это, в частности, руководители Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (ГАСИ), Государственной службы геологии и недр, Государственного агентства лесных ресурсов и еще ряда ведомств.
Анализируя закон в целом, среди позитивных моментов следует отметить то, что предлагается система заключения контрактов с госслужащими на три года. При этом, при условии надлежащего выполнения госслужащим контракта, его действие могут продлить по соглашению сторон на тот же срок (но лишь один раз). То есть, чиновник сможет находиться на одной должности не более шести лет.
Согласно Закону, на контрактную службу смогут перевести не более 7% штата чиновников в каждом госоргане. Такая инициатива является прогрессивной с точки зрения привлечения на госслужбу новых людей или замены тех, кто не справляется с поставленными задачами.
Также для государственных служащих предусмотрена возможность работы дистанционно, вне помещения госоргана – с возможностью удаленного доступа с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Закон также обещает рост зарплат для госслужащих, которые пока что не обязаны заключать контракт.
Однако, есть риски, с которыми столкнуться все, кто хочет посвятить свою жизнь госслужбе. К примеру, теперь госслужащие, которые будут работать на контрактной основе, могут быть необоснованно уволены (на рассмотрение руководства). Соответствующих механизмов возобновления в должности законом не предусмотрено.
Такая «перезагрузка» системы органов государственной власти может быть нацелена на уменьшение зарплат или сокращение численность госслужащих с большим стажем государственной службы, которые в данный момент имеют существенные доплаты от государства. Ведь, в данном случае, на рассмотрение руководства или другой государственной структуры, согласно контракту, могут предлагаться значительно более низкие финансовые условия, что станет причиной увольнений госслужащего и его обращения в Центр занятости.
Теперь может быть нивелирован конкурс на наивысшие категории госслужбы. Субъектом назначения на руководящие должности госслужбы будет выступать Кабмин, а независимая конкурсная комиссия, которая ранее назначала руководители тех или иных госорганов, фактически будет иметь рекомендательный характер и предлагать лишь пять кандидатур для субъекта назначения. В связи с этим, существует риск, что на госслужбу будут назначать не по критериям профессиональной подготовки, а при условии лояльности к представителям Кабмина».